Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Поскольку Шекспир — один из самых изучаемых людей в истории, что-то новое о нем и его окружении удается раскопать довольно часто. Недавно, например, стало известно, что у его отца, который был перчаточником и впоследствии крупным чиновником в Стратфорде, постоянно вымогали деньги в пользу казны: это говорит нам кое-что не только о напряженной обстановке, в которой жил молодой Шекспир, но и о порядках в Англии того времени — а заодно, может быть, объясняет щепетильность Шекспира в отношении денег: драматург много судился и даже, судя по всему, пробовал себя в ремесле ростовщика. Развитие текстологии, в том числе компьютерного анализа, позволяет постоянно корректировать представление об авторском корпусе Шекспира: в его пьесах обнаруживаются следы чужой руки, и наоборот — в пьесах его коллег нет-нет да и мелькнут строки, явно написанные Шекспиром. Это позволяет лучше понять, как был устроен елизаветинский и яковитский театр, артельное по сути производство с постоянными поправками, переделками и спешкой.

Время от времени все эти открытия нужно обобщать в новых популярных книгах о Шекспире — которые, конечно, не проходят и мимо «шекспировского вопроса», то есть идей о том, что а) никакого Шекспира не было (это вздор, свидетельств о его земном существовании больше чем достаточно); б) он существовал, но не был автором приписываемых ему пьес (доводы в пользу этого — спекулятивного характера, в духе «сын перчаточника не мог быть таким умным» или даже «один человек не мог написать столько всего хорошего»). Еще раз повторю: современная текстология показывает, что к некоторым пьесам Шекспира прикладывали руку соавторы и что вовсе необязательно, что то, что мы сейчас читаем, — «аутентичный» шекспировский текст: он мог меняться от представления к представлению, а шекспировских рукописей почти не сохранилось (собственно, от его театрального наследия его рукой записано всего три страницы — и относятся они как раз к пьесе, написанной в соавторстве). Но основную часть шекспировских пьес с уверенностью атрибутируют одному человеку, и нет никаких причин, почему это не мог быть Шекспир, вообще-то получивший прекрасное по тем временам образование. Собственно, в книге Питера Акройда, одной из последних по времени, выстраивается очень убедительная шекспировская биография, так что новые книги о Шекспире нужны и полезны. 

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
Прокомментировать
Ответить