Мухаммед Фаргиев
8 декабря 14:26.
67

Почему бытует мнение, что в доисламский период арабы были более развитыми, ведь до войны с пророком Мухаммедом они не знали даже боевой тактики, вели примитивный образ жизни и не имели государства?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Выражение «доисламский период» не корректное. Ислам -- это религия Единобожия, покорности Единому Богу. А религия покорности Единому Богу была всегда. Во времена пророка Ибрахима, мир ему, Ислам был «рекой», но, к VI веку н.э., на территории Аравийского полуострова, он, к сожалению, «обмелел» и превратился в «ручеёк». Ислам не птица Феникс, чтобы исчезать, сгорать до тла, а потом возрождаться из пепла. Ислам не может исчезнуть, а может лишь временно «обмелеть». Но с каждым приходом пророков он восcтанавливается. Не возрождается, а именно воcстанавливается. Надеюсь, Вы понимаете разницу. И вот Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, родился в то время, когда Ислам был в положении «ручейка». До своей пророческой деятельности он «пил» именно из этого «ручейка» и был ханифом -- исповедующим религию Единобожия пророка Ибрахима, мир ему. То есть, он был мусульманином и до своей пророческой деятельности. А Всевышний Аллах, даровав ему Кур’ан, пророчество и новый шариат, расширил «ручеёк» до уровня «реки». И эта «река» стала такой широкой и полноводной, какой ещё не была доселе. И это не удивительно, ибо пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в отличие от прежних пророков, был послан не к определённому народу, а ко всему человечеству(«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого.»(Сура «Саба», аят 28)). Всевышний Аллах посредством Своего посланника не только воcстановил Ислам, но и усовершенствовал его(«…Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам…»(Сура «Трапеза», аят 3)).

Поэтому корректно будет использовать выражение «до ниспослания Кур’ана» вместо «доисламский период».

Итак, почему бытует мнение о том, что до ниспослания Кур’ана арабы были более развитыми? Скорее всего, такое мнение бытует в кругу недалёких людей, вроде исламофобов. Наверняка, они таким образом пытаются «доказать» остальным, что, мол, арабы жили хорошо, но вот пришёл Ислам и всё испортил :)  Ну а в среде образованных людей, такого мнения быть не может. Потому что им известно, что арабские государства до ниспослания Кур’ана представляли собой объединение нескольких племён под властью царьков-вождей и что между ними постоянно происходили междоусобные войны. Эти междоусобицы тормозили их развитие и делали их лёгкой добычей для сильных государств. Арабские государства северной Аравии превратились в вассалов Византии и Сасанидского Ирана. Последние использовали их для гегемонии южных государств и племён Аравии. С другой стороны, и вассалы использовали своих сюзеренов для той же цели. Называть государством тогдашние арабские царства можно только с натяжкой. Они скорее находились где-то на стадии между вождеством и государством. Но воcстановленный Ислам смог всё изменить. Знамя Единобожия постепенно объединило всю Аравию и дало мощный толчок для её развития во всех сферах и направлениях. В одном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ищите знание, даже если оно в Китае. Так как получение знаний является фардом для каждого мусульманина. И ангелы расстилают свои крылья под ноги ищущего знаний» (Джамиус-Сагыр, 1/310). В то время центром науки, техники и искусства были вовсе не страны Запада, а дальняя страна Востока -- Китай. Этот хадис учит нас не только искать знания, но и проявлять упорство в их поиске, то есть, не лениться и идти за знаниями. Также этот хадис учит нас тому, что у знаний нет национальности, что знание не является достоянием одного народа или нации. Не важно, от кого исходят знания: от мусульман или немусульман. Если это полезное знание, то мусульманин объязан получить его и использовать во благо уммы. Ведь в этом мире Аллах милостив ко всем людям, посему Он и наделил разумом всех. Действуя согласно вышеприведённому хадису, сахабы(сподвижники) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, искали знания везде где можно, получали их, собирали их, совершенствовали их, если нужно, и использовали их во благо всей уммы. Точно также действовали табиины(видевшие сахабов), таби-табиины(видевшие видевших сахабов) и последующие поколения мусульман.

Одним из ярких примеров развитого мусульманского общества является Аль-Андалус -- мусульманская Испания. Именно с мусульманами пришла наука, медицина, архитектура, искусство в отсталый вестготский народ. Именно Аль-Андалус стал прототипом итальянского Ренессанса. Или вы думаете Возрождение появилось вдруг ни с того ни с сего на пустом месте? Итальянцы многое переняли от былого Аль-Андалуса. И всего немного добавили своего. Но даже это их «своё» не совсем своё, а использование достижений древних греков и римлян на новый лад. Это, в основном, живопись и ваяние скульптур. А напрашивающийся вопрос: Почему эти виды искусств отсутствовали в мусульманском обществе Аль-Андалуса, думаю, объяснений не требует.

Даже в эпоху Просвещения люди науки пользовались достижениями мусусульманских учёных в различных областях науки. Всем известна история с яблоком, якобы упавшим на голову одного из ярких представителей этой эпохи -- Исаака Ньютона. Яблоко -- одно из самых распространённых фруктов на Земле, следовательно, яблоня -- одна из самых распространённых деревьев на планете. Это значит, что высока вероятность, что до и после Ньютона многие люди успели получить по голове яблоком от яблонь. Если бы озарение зависело от воли случая(падение яблока на голову), то каждый двадцатый(если не десятый) человек на планете был бы гением. Посему, получается, что история с яблоком не более чем выдумка. Скорее всего, всё было куда прозаичнее: он сидел под деревом и изучал труд какого-нибудь видного мусульманского математика, переведённый на латынь. И, наверняка, во время этого чтения к нему и пришло некое озарение. Это выглядит более логично и правдоподобно. Ибо под любым озарением всегда стоит определённый багаж знаний и глубоких размышлений. Ничто не даётся просто так, даже гениям. Вспомните слова учёного: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов». Среди этих «гигантов» определённо есть и мусульманские учёные, математики. Глупо было бы это отрицать. Знание любого учёного зиждется на достижениях предшественников.

Очевидно, что достижения мусульманских учёных и деятелей Средневековья прочно заняли широкий пласт в «здании» под названием «История мировой науки, техники и искусства». Но сегодня находятся такие недобросовестные люди, которые пытаются «убедить» всех, будто этого пласта в «здании» нет. Они тщетно пытаются прикрыть ладонью солнце от всех. Какие же они жалкие…

6
Прокомментировать

Как не имели государства? А Джабийа? А Лахм? А Майн? А Набатея? А Саба? А Химьяр? Я не считаю, что арабы до ислама были более развитыми, но и не считаю, что они стали более развитыми после ислама.

1
Прокомментировать
Ответить