Anton Kuzmich
ноябрь 2018.
2122

Почему такие исполнители как ЮГ, «Многоточие», «Триада», KREC, Смоки Мо и другие рэперы тех времен не стали такими популярными, как современные русские рэперы?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

Кто-то обязательно стандартно заговорит про интернет и ютуб, что он во всем виноват, а в середине нулевых якобы ни у кого интернета не было, вот и не стал русский рэп тогда популярным - и будет не прав. Интернет в середине нулевых был уже у многих, не столь массово как сейчас, но был. Тем более, если бы русскому рэпу суждено было стать суперпопулярным в начале-середине нулевых, никакое отсутствие интернета его бы не остановило. Глубинная причина всё же в другом.

Выдвину свою теорию. Может это и не главный фактор, но как мне кажется, очень весомый. Такие изменения тесно связаны с субкультурами, точнее с их исчезновением. Просто у родившихся в 80е и 90е (вплоть до их окончания) есть стойкая ассоциация, которую очень трудно вытравить: русский рэп слушают только гопники и быдланы. К середине нулевых над блатняком все уже стали в открытую ржать, поэтому именно под русский рэп в каком-нибудь 2007 малолетние гопники шли пиздить нефоров, отжимать мобилы, под русский рэп они пили ягу, под русский рэп же они потом и блевали. Курили план тоже под него, как и "трахали шкур". И я вас уверяю, точно не под Смоки Мо.

Можно по-разному относиться к Оксимирону (и Кровосток туда же), но, пожалуй, это именно те люди, которые такую ассоциацию попытались искоренить, и небезуспешно. 

Те, кто родились в начале нулевых и позже, таких ассоциаций не имеют, потому что не застали этого. Нет, мой дорогой 15летний читатель, если у тебя внезапно до сих пор есть одноклассник-АУЕшник с подворотами и причёской-петушком - это не гопник, а просто дегенерат. Всё, их нет, они сейчас либо сидят, либо передознулись, либо живут совершенно обычной жизнью (редкость, но бывает).

Вот и получилось так, что у русского рэпа теперь есть своя большая аудитория, да еще и платёжеспособная, в отличие от ситуации в нулевых: кто помладше, просто слушают, кто постарше и избавился от плохих ассоциаций - слушают и при этом готовы покупать эту музыку, покупать билеты на концерты. 

А что было делать рэперам из нулевых? Представим. Вот ты - рэпер, на дворе 2005-2008. Если ты читаешь исключительно про гаш, тёлок, бабло, тачки и "большую пацанскую любовь", то твоя аудитория не обладает ни деньгами, чтобы ходить на твои концерты и покупать записи, ни интеллектом, чтобы подстроиться под тебя, когда ты захочешь написать что-то более умное - все твои метафоры и аллюзии никто не поймёт. Вот и остается писать про вышеуказанное, а твои почитатели будут перекидывать твои записи с отжатых мобилок друг другу и слушать прямо с них же в автобусах и трамваях, возвращаясь с очередного ягуар-фуршета. Конечно же, вместо похода на твой концерт они предпочтут побухать в подъезде. Тем не менее, именно такие люди и были, наверное, 95% аудитории русского рэпа, и только на них можно было достичь хоть какой-то выгоды и известности (да-да, рэпер Сява очень правильно понял ситуацию, создав себе образ, так сказать, тесно коррелирующий с тогдашней массовой рашн-рэп аудиторией)

Если же ты избрал путь андеграунд-артиста, или не дай бог решил попробовать в абстракт-хипхоп, то тебя ждёт сплошное разочарование, аудитории у тебя просто нет. Ты же в нулевых, и у тебя точно не получится собрать такие же залы, как собирает какая-нибудь группа Аматори. А "илита" твоего времени слушает исключительно зарубежную музыку. 

Нет, на самом деле русский рэп и тогда был достаточно популярен. Просто хороших исполнителей не ценили, а в топе были очень, ОЧЕНЬ плохие рэперы. Только вот не срубишь больших денег (и, следовательно, большой популярности) с тех, кто платить тупо не может.

Показательно, что в США происходило то же самое - в конце 80х и начале 90х рэп был маргинальной музыкой чёрных, сейчас же нам зачитывают молодые люди из вполне благополучных (а иногда даже и очень богатых) семей.

15
0

ответил вам ниже в обсуждении)

0
Ответить
Прокомментировать

Ну я сразу хочу апеллировать к первому ответу.

Концерты Центра и Крэка стабильно собирали аншлаги в Новосибирске (мой родной город). То есть, популярность была на уровне "топ-эшелона" гитарной музыки - Земфиры, 5'Nizza и т.п. Я помню, как в 2007 я купил билет на Земфиру в не сильно большой клуб в день концерта, а знакомые на Центр в этот же клуб купить не смогли из-за солдаута. Но дальше такой популярности группы зайти не могли, даже с аншлагами. Про то, что рэп слушало безденежное "пацаньё" тоже не совсем верно. Оставляя за скобками такие группы как Кровосток и 2H Company, которые исполняли для элиты, того же Крэка слушали симпатичные девочки-студентки, вдохновлённые слюнявым Питер-ФМ. Поэтому, я бы выделил 2 эффекта:

1) Эффект хайпа и лояльное монообщество. Сейчас все ходят с одним и тем же телефоном или хотели бы его заполучить (даже у любителя Xiaomi проскочит, что мол айфон - да - неплохо, хоть и дороже, чем надо), смотрят одно и то же (Дудь, сериалы в духе Карточный Домик и Рик и Морти), а в условном 2007м аудитория очень сильно билась (кто-то слушал рэперов, кто-то альтернативщиков, кто-то хипстерские группы). У рэпперов просто не было Дудя, к которому бы они пришли и сразу бы резко подняли свой рейтинг: их потолком были вот эти полные залы, и они знали, что они собрали в городе абсолютно всех, кому на тот момент мог бы понравиться их концерт, а альтернативщикам и хипстерам условное Многоточие бы точно не зашло. Сейчас же люди отказались от жёстких предпочтений и в любом случае смотрят Дудя с рэперами, будь они хоть качком, хоть винишко-тян. Пусть даже им и не очень нравится, но они посмотрят, потом послушают альбом и либо удалят, либо оставят. Ну и на каком-нибудь фесте за компанию с другими сходят на Фараона, хотя в 2007м бы точно не пошли. В 2007м году не было бы ни одного человека, который бы слушал и Пасош, и Фараона, и Монеточку, и Земфиру (ну, скажем, тогда это Jane Air, Гуф, Ёлочные игрушки и Сплин), а сейчас люди бегают между сценами Пикника Афиши между этими артистами. Просто потому что тогда хайп не был так силён, и то, что твои 5 одногруппников что-то послушали - это вообще не означало, что тебе это нужно слушать тоже. МТВ смотрело тогда 20% молодёжи, а Дудя смотрят 60% сейчас (+кто-то смотрит не Дудя, а Big Russian Boss, у которого, опять же, рэпперы).

2) Эффект более "смелого" (в своих мыслях) общества. Тексты современных рэперов надо признать более смелыми. Даже у интеллектуалов из ЛСП мат чуть ли не в каждой песне (в т.ч. в самых романтичных "Конец света" и "Белый танец"), что уж говорить про того же Фараона? В 2006м же в первом хите Гуфа "Сплетни" не было ни одного ругательства. Это тема для большого рассуждения, почему так получается. Коротко говоря, я думаю, что это происходит из-за увеличившегося количества запретов - нельзя курить на фестах, нельзя пить, нельзя харассить, короче, в 2018-м нельзя очень много вещей, которые можно было делать в 2006м. Так послушаем же мы музыку, в которой бухают, курят, называют женщин "суками" и почувствуем себя хотя бы на время прослушивания более могущественными! Эти яркие идеи, наряду с ярким образом Фараона и SixtyNine, создают некое магическое впечателение, а по факту сидит одинокий Фараон перед Дудём, и мы видим, что он такой же потерянный и загнанный запретами человек, как и его аудитория. В этом контексте я считаю, что просто рэп-артисты первыми нащупали этот нерв общества, хотя первопроходцами могли бы стать и рок, и электронные музыканты, но они заигрались со своими клише.

Кирилл Смирновотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
-1
Прокомментировать

Товарищи, я эксперт по наркотикам, не надо меня звать отвечать на такие вопросы.

От рэпа не штырит, не плющит и не колбасит. Совсем. 

Слушайте музыку.

www.youtube.com/embed/MDAe83aspEU?wmode=opaque

7
-6
Прокомментировать

Не было пространства для такой музыки. Сейчас кризис попсы, рока, клубной музыки и рэпчик кажется единственным живым организмом. В те годы молодежь попроще слушала попсу и клубняк, молодежь поумнее рок и метал, дядьки за 50 - шансон. Радио и тв покровительствовали лишь тому рэпу где пелось про красивую жизнь типа "буду твоей малышкой". По сути это и не рэп был, а попса и аудитория та же была что и у димы билана. А настоящий рэпчик, бесконечно далекий от всего этого не пользовался покровительством сми - ни оффлайновыми, ни онлайновыми кроме специализированно хип-хоповых. Было исключение в виде Касты - единственный реальный рэп который реально крутили по эмтиви. В целом же ни суровые уличные пацаны из Многоточия, ни эстеты из KREC, ни постмодернистский авангард 2HCompany не интересоали музыкальных критиков и сми. Да, было у таких групп некоторое количество фанатов в разных городах, но они терялись на фоне прочих.

1
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью