Иван Разживин
ноябрь 2018.
2679

Как доказать свободу воли?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
4
5 ответов
Поделиться

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Нужно сначала определиться с терминами, что такое воля и свобода. Материалистическое учение, насаждаемое в школе, или избегает ответов на эти вопросы, или даёт бессмысленные демагогические ответы.

Свобода - это относительная характеристика, означающая возможность действия. Говорить о свободе можно только относительно какой-либо системы энергетической или информационной. Например, человек не свободен на данный момент выйти за пределы Солнечной системы, но имеет очень ограниченную свободу перемещаться внутри неё, а вот для перемещения из кухни в спальню у него свобода почти неограниченная. Тоже с информацией, человек не в состоянии мыслить понятиями, для которых в его культуре нет имён, но может открыть для людей своей культуры новое понятие, описав его в понятных им терминах и дав ему название. Но в рамках существующей культуры люди могут почти неограниченно обмениваться бытовой информацией, оказывая воздействие друг на друга.

Воля – это свойство живого организма принимать решения в ситуации неопределённости или недостаточности информации. Включает в себя два момента:

  • необходимость принятия решения для сохранения жизни организма, эта необходимость не сознаётся, она является составной частью жизни, как непрерывного балансирования на грани смерти.

  • случайность выбора любого из решений, обеспечивающих сохранение жизни.

Значит, воля – это возможность совершить информационное или энергетическое действие в ситуации, когда это действие ничем не обусловлено, другими словами, это свобода бессознательного выбора.

Так как волевые реакции происходят бессознательно, в результате химических реакций, протекающих в теле, то живое существо никакой сознательной ответственности за свои действия нести не может. Человек обладает самосознанием (душой), органом внешним по отношению к телу, способным наблюдать и оценивать реакции тела. Именно наличие самосознания даёт человеку свободу воли.

Свобода воли – это возможность для человека воздействовать на свою волю, для ограничения проявления нежелательных и воспитания новых желаемых реакций. Какие-то реакции человек в состоянии погасить в момент их появления, но чаще всего для воспитания воли требуются длительные аскетические упражнения и тренировки.

Наличие свободы воли налагает на человека ответственность за свои действия перед другими людьми и Творцом вселенной.

4
-1
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Кудрявцев,ну так себе аргумент. вы перестраховались в нем и по части нематериального и по части квалиа. бьются над этим вопросом и нейробиологи и квантовые физики и философы, а вы так раз два и готово. как понять исчезают и появляются сами по себе нематериальное? научный подход на это не распространяется. а квалиа?я знаю про апельсин всё, я биохимик, но я никогда его не пробовал, и когда я его съел-как понять что это ощущение появилось само по себе? что касается сознания, мы вообще про него ничего не знаем. рекомендую прочтению-Биоцентризм Ланца(квантовая физика).

0
0

"я знаю про апельсин всё, я биохимик, но я никогда его не пробовал".
Информационный подход Д.Дубровского даёт разрешение этого мысленного эксперимента. Квалиа - это информация в "чистом" виде. Вкусу апельсина в мозге соответствует активация островковой доли.
Это можно узнать и не пробуя апельсин. Это событие измеримое, осязаемое. А вот для самого мозга активация островковой доли несёт только информацию, что испытывается вкус апельсина. Это и есть квале вкуса апельсина

0
Ответить

@Алексей Галкин, подход дубровского не решает проблему квалиа. изучи вопрос

-1
Ответить

@Алексей Галкин, хотя, даже не изучая, здравый смысл-это и так должен подсказать адекватному человеку.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

@Александр Сам, я-то вопрос изучил. Ты докажи мне, что не решает

0
Ответить
Прокомментировать

Как я понял, вы противопоставляете детерминизм (причинно-следственные связи) и свободу воли. Поэтому, вам будет достаточно доказательства отсутствия абсолютного детерминизма, чтобы доказать свободу.

Сначала нам нужно договориться, что такое свобода, и что такое воля. Предлагаю под свободой понимать отсутствие ограничений, а волю понимать как продукт сознания. Также предлагаю сознание рассматривать как совокупность элементов — носителей сознания. Эти элементы каждое мгновение составляют новую структуру. Некоторая часть, группа из множества этих элементов формирует волевые направления. Если эту схему рассматривать только на материальном уровне, то у нас есть мозг, в мозгу есть сети связей, и какие-то участки этих сетей будут ответственны за волеизъявление.

Получается, свободу воли можно рассмотреть на более мелком масштабе — масштабе составляющих её элементов. Если эти элементы свободны, то и структура, которую они составляют свободна. Если у нас дом построен из кирпичей и при этом любой кирпич может свободно исчезнуть в любой момент, значит у нас весь дом может изменить структуру в любой момент, вплоть до полного разрушения.

Теперь попробуем выяснить, свободны ли элементы сознания на материальном уровне, для этого обратимся к научным данным. Мозг представляет собой сеть связей, передающих сигналы. В качестве носителей сигналов выступают группы элементарных частиц. Можем ли мы сказать, что эти частицы свободны? Во-первых частицами они называются условно и представляют собой кванты какого-то поля. Есть такой закон (принцип неопределённости), по которому мы не можем одновременно точно определить, например, скорость и месторасположение кванта. Мы можем узнать или одно, или другое. Поэтому нам приходится пользоваться понятием вероятности. То есть, мы как бы говорим: скорее всего этот квант будет вот в этом месте, но это не точно. Также у каждой элементарной частицы есть время жизни. Время жизни это вероятное время оставшееся до распада частицы на другие частицы. Это время зависит от внутренних качеств частицы и от того, какие другие частицы с ней взаимодействуют. Опять же мы не можем сказать, когда это точно произойдёт, можем только посчитать вероятность.

В итоге у нас получается, что мы не можем точно определить все качества элемента сознания одновременно, мы не можем точно сказать, когда элемент появится и исчезнет. В таких условиях мы не можем создать модель сознания, в которой все элементы будут связаны известными причинно-следственными связями, известными ограничивающими свободу факторами. Мы можем создать модель, где такие связи будут наиболее вероятны но не более того. То есть мы имеем модель относительного детерминизма: на крупных масштабах, где много взаимодействующих элементов, причинно-следственные отношения проявляются чётче. А на мелких масштабах, особенно при рассмотрении отдельных элементов, причинно-следственные связи обнаружить крайне сложно.

Что означает относительный детерминизм? Он означает относительную свободу, которую также можно рассматривать на разных масштабах, вплоть до абсолютной свободы составляющих сознание элементов.

Кто-то может мне возразить: вы — материалист, не учитывающий возможность нематериальных элементов сознания. Поэтому, придётся и на возможные нематериальные элементы распространить ту же схему. Например, можно представить какие-то элементарные единицы опыта — квалиа, составляющие сознание. Они также появляются и исчезают сами по себе. Мы также не можем определить точно качество и время жизни этих элементов на предельно малых масштабах. Мы можем только зафиксировать проявления их групп и сетей и взаимного влияния. Чем больше таких элементов взаимодействует, тем точнее мы можем предсказать вероятный результат этого взаимодействия.

Вот примерная модель, в которой детерминизм и свободное сознание существуют без логических противоречий. В конце почему-то захотелось привести весёлый пример про продавца сахарной ваты. Он каждому покупателю наматывает примерно одинаковое количество сахарной ваты, и все ему платят одинаково, и все довольны, хотя фактически он делает свободный выбор, кому-то наматывает больше, а кому-то меньше.

4
-5
Прокомментировать

Доказать можно по разному.
Мне более по душе доказательство через существование изобретений.
Вот смотрите: изобретение - это что-то новое, то чего раньше не существовало. Если бы свободы не бло вообще и ни у кого, то у человека не было бы возможности создавать что-то новое. Ведь если бы все люди были несвободны, то и их действия были бы несвободны, т.е. жестко чем-то обусловлены. А обусловленное действие не может целенаправленно создать что-то новое. Но тем не менее изобретатели целенаправленно создают что-то новое, а значит у них хоть какая-то свобода действий есть. А раз есть свобода действий, то есть и свобода воли.

6
-7

Но ведь все новое, это комбинация старого

-2
Ответить

Ок,пусть будет комбинация старых элементов. Но ведь все равно это новая комбинация.

0
Ответить
Прокомментировать

КМК "свобода воли" это одна из вещей, на которых пытается держаться современное общество, не смотря на фактическое противоречие общему смыслу полученных результатов научных наблюдений над человеческой нейрофизиологией. В человеке намного больше от робота, чем в самых современных роботах; и эмоции, которые раньше часто назывались чисто человеческой особенностью, видимо одна из самых роботизированных частей человека

Владимир Шоминотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-8
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью