Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Самый большой грех, который может совершить творческий человек — это делать свои работы скучными. Вы согласны? Почему?

Искусство и культураЛитература+2
Дмитрий Зангиев
  · 5,1 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 14 мая 2020  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Давайте сразу оговоримся насчет субъективности.

Субъективность в искусстве никого не волновала вплоть до начала 20-го века, поскольку не считалась сколько-нибудь значимым фактором в его восприятии (строго говоря, она и сейчас мало кого волнует за пределами исследователей viewer's response).

Всю остальную историю искусства скучность работы определялась не тем, что о ней подумают, а тем, как она написана. Скучность вытекала из формы, композиции, цвета.

Как следствие — да, наверное можно сказать, что в пост-ренессансной Европе живопись целенаправленно ставила себе задачей быть интересной. Это проявлялось в эмоциональности Джотто, энциклопедизме Гольбейна, драматичности Карраваджо, психологизме Рембрандта, радикальности Курбе, авангардизме Пикассо.

Но Европа это не весь мир, и всем, кто торопится что-то говорить обо всем искусстве, всегда следует об этом помнить.

Вот две работы. Слева — работа придворного художника Дин Гуаньпэна, изображающая праздник начала нового года. Справа — работа Хунжэня, обычного монаха, написанная в стиле другого художника, бездомного отшельника Ни Цзаня. Масштаб соблюден.

Untitled-6 copy.jpg

Левая цветная и насыщенная. Большая. Мелко проработанная. Написанная по высшему заказу, и вдобавок о всенародных гуляниях. Она высотой почти два метра, и разглядывать ее можно очень долго. Кроме того, в ней есть определенное новаторство в использовании линейной перспективы.

Правая почти бесцветная, написанная средней, невыдающейся техникой. Она не изображает ничего необычого. Это чужой стиль, всем хорошо известный — подобные вещи производились в тысячах вариаций с минимальными различиями (дерево будет чуть левее, мыс чуть ниже, на таком уровне). Она не только не пытается делать ничего нового — она вообще не пытается ничего делать. По всем формальным критериям, и китайским, и европейским, она скучна.

Но китайские literati — и критики, и художники — назвали бы ее лучшей. Не потому что у нее есть некий “скрытый смысл”, или связанная с ней тайна, или любое другое двойное дно. Нет, она лучше именно потому, что она скучна.

У европейцев в этот момент возникают... трудности. Одни не поверят. Другие скажут, что это всего лишь подмена скучного и интересного, и на самом деле она лучше по какой-то другой причине. Кто-то кинется назад в личную субъективность. И так далее.

Но суть в том, что она считается скучной внутри культуры, в которой она написана (с поправкой на сложности перевода, 平淡 (pingdan) — блеклый, обыденный, лишенный вкуса). И пусть обычному европейцу трудно связать скучность с художественной ценностью, но это возможно, это делается, и есть целые тысячелетние живописные традиции, ценящие обычную, неприглядную рядовую банальность, избегающую всяких попыток выжимать из зрителя эмоциональные силы.

И к слову, эти же принципы нашли свое воплощение и в европейском модернизме — к примеру, в фотографиях New Topographics.

Искусство очень большое — и очень долгое. И мировое по умолчанию больше и дольше, чем горстка романтических принципов позапрошлого века.

Очень интересный ответ! Лично мне правая картина кажется более интересной — она вдохновляет мечтать, угадывать... Читать дальше
Полимат (искусство, экстремальный спорт, развлечения, урбанистика), эксперт государственно...  · 15 мая 2020
Да, но не совсем. Вернее, посыл у вас правильный, но не точные формулировки. Творческий человек бывает разный. Бывает артист, а бывает ремесленник.  Вот с артистом, тут всё как вы говорите. Да, его работы не могут быть скучными. Ведь он работает именно с художественной частью, а не над процессом создания работы, поэтому работы таких творцов всегда наполнены нескучными... Читать далее
Фантазёр, лентяй и тунеядец  · 30 нояб 2018

По моему скромному мнению, единственный и самый страшный из грехов для творческого человека - боязнь публикации работ, из-за того, что они могут показаться кому-то скучными :)

Обыватель  · 30 нояб 2018
"Скучность" - это очень субъективное понятие. Что называют скучным? "Войну и Мир" Толстого, потому что в ней много слов? "Замок" Кафки, потому что в нем один абзац длится пять страниц? "Чуму" Камю из-за неторопливости и содержательности рассуждений? Классицистические стихотворения Державина и Сумарокова, потому что они попросту устарели? Или совсем уж исписавшегося... Читать далее
Редактор, книгоиздатель по образованию и геймер в обычной жизни  · 30 нояб 2018

А кто решает, скучна работа или нет? Если речь об авторе, мне кажется, он будет работать до тех пор, пока работа не перестанет быть скучной. 

Если же мы говорим про зрителя/читателя, то не надо забывать, что мнение субъективно. То, что скучно для одних, интересно для других. И помните историю: многие творцы становились знаменитыми на закате жизни или после смерти.

Анонимный ответ18 мая 2020

Это лень. Она делает безруким лежебокой каждого. Лично страдала от нее. Надеюсь, что я преодолею лень до конца. Еще когда не имеется критического мышления к своим работам. При рисовании и других творчествах трудно надо критикивать абсолютно все, иначе никакого толку.

Управдом,который в булочную на такси не ездит. Не знаю, как там в Лондоне, может, там...  · 16 мая 2020
Смешной вопрос, а главное, как же без греха - то, ну никак не обойтись, особенно, когда речь идёт о святая святых - о творчестве. Впрочем, оно и понятно, к чему это всё беспокойство. А это именно беспокойство, неуверенность и страх оказаться неинтересным, скучным, заурядным малым. Творчества в этом конечно мало, его здесь просто не может быть, ибо вся энергия и... Читать далее