Каков уровень российского школьного образования относительно других стран?

667
2
1
12 октября
15:12
октябрь
2015

Любое измерение уровня образования упирается в шкалу измерения. Ну а любая шкала будет немного предвзятой. Идеальный вариант - использовать несколько шкал. Правда, при условии, что они имеются.

Для школьного образования одним из наиболее известных в мире сравнений является система PISA.

Тест PISA оценивает уровень знания и умение владеть ими у 15 летних учеников, (наши 8-9 класс). В тесте 3 категории: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. Тестирование устраивается раз в три года, начиная с 2000.

Согласно этому тесту Россия с 2000 года к 2012 спустилась с 27 места на 34-е, правда, похоже, что это место относится к математике, а вот по естественнонаучной грамотности и особенно грамотности чтения мы еще дальше от лидеров.

Справедливости ради следует сказать, что США в математических успехах стоят на пару мест ниже нас, но зато по двум другим показателям существенно обгоняют.

В лидерах по всем трем разделам рейтинга идут всего три страны: Шанхай, Сингапур и Гонконг. Лучшими среди европейских стран являются Лихтенштейн и Финляндия. Очень неплохо выглядит Эстония, входящая в десятку лучших стран.

В общем, можно говорить, что наше современное школьное образование несколько отстает от мирового уровня и тенденции не очень радуют. Впрочем, скорее всего, это касается среднего уровня образования, тогда как лучшие школы, видимо, близки к мировому уровню.

общей проблемой нашей школы, похоже, является то, что она имеет очень малую практическую направленность своих знаний. В отличие от зарубежных сверстников, наших школьников слабо учат применять знания на практике.

Но, еще раз повторю, это - всего один тест, хотя и весьма признанный.

Николай КульбакаОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
1
октябрь
2015

Основываясь на моем нынешнем опыте обучения в Великобритании по программе A-Level и предыдущем опыте обучения в государственной школе, могу сказать, что российская система предусматривает развитие общего кругозора у детей, более обширного, но в то же время поверхностного изучения мира. В свою очередь британское образование подразумевает углубленное развитие конкретных навыков и знаний. Также можно утверждать, что изучать математику, физику, химию и прочие предметы технического, научного направления в английских школах очень легко, особенно когда за плечами 9 лет гос.школы. В старшей школе ученики только узнают что такое прогрессия, а производные, интегралы включаются только в курс высшей математики. А по физике старшеклассники (выпускной класс) проходят импульс... Однако гуманитарные предметы и тот подход, который демонстрируют британцы, и рядом не стоят с тем, что дети учат в России. Ученикам развивают умение искать информацию самим, не зубрить теорию, а проводить собственное исследование того или иного аспекта. Структура курсовых работ для старшеклассников порой не сравнится даже с планами курсовых для студентов ВУЗов. Большое внимание уделяется логическому мышлению, способности анализировать, а не выдавать заученный материал, способности оспаривать те или иные утверждения и доказывать своё мнение, используя глубокие знания. Поэтому структура итоговых экзаменов тоже отличается - если ЕГЭ запрашивает "голый" материал, без его развёрнутого анализа, то на A Level exams за просто знание фактов можно еле на оценку D, что эквивалентно двойке.

4
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта