Анастасия Беляева
октябрь 2015.
964

Каков уровень российского школьного образования относительно других стран?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Любое измерение уровня образования упирается в шкалу измерения. Ну а любая шкала будет немного предвзятой. Идеальный вариант - использовать несколько шкал. Правда, при условии, что они имеются.

Для школьного образования одним из наиболее известных в мире сравнений является система PISA.

Тест PISA оценивает уровень знания и умение владеть ими у 15 летних учеников, (наши 8-9 класс). В тесте 3 категории: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. Тестирование устраивается раз в три года, начиная с 2000.

Согласно этому тесту Россия с 2000 года к 2012 спустилась с 27 места на 34-е, правда, похоже, что это место относится к математике, а вот по естественнонаучной грамотности и особенно грамотности чтения мы еще дальше от лидеров.

Справедливости ради следует сказать, что США в математических успехах стоят на пару мест ниже нас, но зато по двум другим показателям существенно обгоняют. Учим английский язык вместе! Почему так мало людей после окончания школы хорошо знают английский язык?Как легко развить разговорную речь в английском, не общаясь с представителями языка?Есть ли в английском языке аналоги русских «вообщем», «ихних» и так далее?Задавайте вопросы экспертам

В лидерах по всем трем разделам рейтинга идут всего три страны: Шанхай, Сингапур и Гонконг. Лучшими среди европейских стран являются Лихтенштейн и Финляндия. Очень неплохо выглядит Эстония, входящая в десятку лучших стран.

В общем, можно говорить, что наше современное школьное образование несколько отстает от мирового уровня и тенденции не очень радуют. Впрочем, скорее всего, это касается среднего уровня образования, тогда как лучшие школы, видимо, близки к мировому уровню.

общей проблемой нашей школы, похоже, является то, что она имеет очень малую практическую направленность своих знаний. В отличие от зарубежных сверстников, наших школьников слабо учат применять знания на практике.

Но, еще раз повторю, это - всего один тест, хотя и весьма признанный.

Николай Кульбакаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Основываясь на моем нынешнем опыте обучения в Великобритании по программе A-Level и предыдущем опыте обучения в государственной школе, могу сказать, что российская система предусматривает развитие общего кругозора у детей, более обширного, но в то же время поверхностного изучения мира. В свою очередь британское образование подразумевает углубленное развитие конкретных навыков и знаний. Также можно утверждать, что изучать математику, физику, химию и прочие предметы технического, научного направления в английских школах очень легко, особенно когда за плечами 9 лет гос.школы. В старшей школе ученики только узнают что такое прогрессия, а производные, интегралы включаются только в курс высшей математики. А по физике старшеклассники (выпускной класс) проходят импульс... Однако гуманитарные предметы и тот подход, который демонстрируют британцы, и рядом не стоят с тем, что дети учат в России. Ученикам развивают умение искать информацию самим, не зубрить теорию, а проводить собственное исследование того или иного аспекта. Структура курсовых работ для старшеклассников порой не сравнится даже с планами курсовых для студентов ВУЗов. Большое внимание уделяется логическому мышлению, способности анализировать, а не выдавать заученный материал, способности оспаривать те или иные утверждения и доказывать своё мнение, используя глубокие знания. Поэтому структура итоговых экзаменов тоже отличается - если ЕГЭ запрашивает "голый" материал, без его развёрнутого анализа, то на A Level exams за просто знание фактов можно еле на оценку D, что эквивалентно двойке.

Ответить