Безопасно ли участие в православных ритуалах с точки зрения заразных заболеваний? Были ли случаи распространения эпидемий после причастия или целования икон?

11194
4
0
12 октября
14:20
Фотография: Перов
март
2016

Да, во времена правления Екатерины Великой в 1771 году в Москве вспыхнул Чумной бунт, связанный с иконой Боголюбской Богоматери на Китай-городе. Чуму в Москву принесли, видимо, солдаты и офицеры, воевавшие на турецком фронте, и она мгновенно поползла по городу. Люди умирали десятками. Даже священнослужители довольно быстро догадались, что целование иконы влечет распространение заболевания. Архиепископ Амвросий велел запечатать икону в отдельный короб и убрать из общего доступа. Люди истолковали это как попытку лишить их духовной опоры и обезумевшая толпа пошла сносить все на своем пути, требуя возвращения иконы. Амвросия убили, буянили три дня, а утихомирились только после введения войск под руководством графа Орлова. Но, кажется, выводов насчет взаимосвязи иконы и чумы никто из бунтовщиков так и не сделал.

115
7
17 июня
01:29

Я эпидемиолог. Два года назад в нескольких (5-6) школах на северо-западе Москвы возникло множество случаев заболевания корью. Корь -  вирусная воздушно-капельная инфекция, и восприимчивость человека к ней близка к 100%: если ты не болел и не привит, наверняка заболеешь. Причём осложнения у неё довольно серьёзные: энцефалит, первичные и вторичные пневмонии и коревая анергия иммунитета. При этом заболеваемость успешно контролируется с помощью вакцинации, в связи с чем корь сейчас стараются ликвидировать, и в мире уже есть регионы, где случаев заболевания практически нет. В связи с этим, заболеваемость корью находится под пристальным контролем.

Итак,случаи возникали среди отпрысков многодетных семействах, которые оказались прихожанами одной и той же церкви на северо-западе. Настоятель там был сильно против прививок, и паству свою учил детей не прививать. В результате на крещенскую службу он пришёл, будучи в инкубационном периоде - то есть в случае кори уже заразным - и обеспечил вирусом всех непривитых в помещении(:

22
1
17 июня
02:23

Вполне ожидаемо, что первыми ответами на такой вопрос будут безосновательные утверждения подтверждающие или опровергающие такое предположение. Но, как мне кажется, кому-то всё-таки будет интересно узнать правду.

Меня самого заинтересовал этот вопрос какое-то время назад. Как нормальный человек, я решил посмотреть научные статьи на этот счёт. Вот что я нашёл:

1) Loving AL, Wolf L. Effects of holy communion on health [Abstract 0-298]. Proceedings of the 97th General Meeting of the American Society for Microbiology; 1997 May 4-8; Miami Beach, Fla. 

В этом исследовании был вывод, что люди, которые причащаются ежедневно не подвергаются большему риску инфекций, чем люди, которые не причащаются. "No significant differences were found in the rates illness among Christians who receive Holy Communion, Christians who attend church but do not receive the sacraments and people who do not attend Christian services"[9-10].

2) Manangan, Lilia P.; Sehulster, Lynne M.; Chiarello, Linda; Simonds, Dawn N.; Jarvis, William R. (October 1998). "Risk of Infectious Disease Transmission from a Common Communion Cup". American Journal of Infection Control. 26 (5): 538–539. doi:10.1016/s0196-6553(98)70029-x.

Это некоторый отчёт от Centers for Disease Control and Prevention (CDC). Здесь говорится, что риск получить инфекцию незначителен. "a theoretic risk of transmitting infectious diseases by using a common communion cup exists, but that the risk is so small that it is undetectable"[539].

Я, конечно, не врач и не биолог, но научные исследования на этот счёт не обнаруживают заметного риска заразиться через причастие, несмотря на то, что теоретически такое возможно.

3
2
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта