Казбек Хутинаев
ноябрь 2018.
12195

Смысл идеи перерождения человека в восточных религиозных течениях – очищение души от грехов. Но почему в таком случае душа не помнит прошлых жизней, ведь так очищаться было бы легче?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
5 ответов
Поделиться

Не могу сказать за все восточные религии т.к. их идеи весьма различны.
В буддизме, как уже написали выше, в перерождениях нет смысла. Перерождения происходят по причине того, что в живых существа не изжиты жажда чувственных удовольствий и жажда бытия. Именно они вновь и вновь толкают к воплощению.
Как например нет особого смысла в употреблнеии алкоголя, но многие вновь и вновь ищут состояние опьянения (иногда даже после лечения от алкогольной зависимости) даже несмотря на то, что опьянение - это не только радость, но и страдание от похмелья.

Что касается вопроса о том, почему не помнят прошлые жизни: по той причине, что память - это конструкт психики, связанный с телом. В момент смерти и тело и психические составляющие и сознание разрушаются. И создаются новые.

Топпер Панньяавудхоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
0

Если сознание разрушено, то каким образом жажда чувственных удовольствий и жажда бытия сохраняются? Придётся допустить, что какая-то часть сознания сохраняется как основа нового сознания.

0
Ответить

В буддизме "сознание" понимается не совсем так, как в европейской традиции. В последней в "сознание" включается вся внутренняя психическая жизнь человека. В буддизме "сознание" (читта, винньана) - это толкьо один процесс конечного восприятия. Помимо него есть ещё масса других.
Что касается жажды чувственных удовольствий и жажды бытия, то в момент перерождения они "существуют" в виде своеобразных импульсов. Как например в случае с бильярдными шарами: один ударил другой и остановился, а следующий покатился. Между шарами передался импульс.
В случае буддизма можно сказать, что он в момент перерождения воплощается в виде формирующих сил (самскар) - по сути в камме. А для её созревания сознания как такового не нужно.

+1
Ответить
Ещё 6 комментариев

Самскары — это качества ума, обусловленные его структурой. Карма (которая определяется мотивацией) — это способ и результаты действия ума, находящегося в причинно-следственном процессе. Если сохранились самскары и реализовалась карма, значит ум продолжил существование. Если вода из озера испарилась, потом превратилась в тучу и выпала опять дождём в озеро, значит эта вода продолжила существовать как совокупность частиц, просто в разных агрегатных состояниях, она ни на каком этапе не исчезла. Так же и ум — не разрушается полностью, а только отбрасывает грубые материальные уровни, связанные с органами чувств и мозгом.

+1
Ответить

Ум (читта, винньана) - это обусловленная дхамма, которая существует в силу причин и условий.  Естественно, что в момент смерти, когда разрушается нама-рупа разрушается и читта.
И естественно, что никакой тонкой читты, переходящий из жизни в жизнь. изначально не предполагалось. Появление подобных концепций - это влияние индуизма.

-1
Ответить

Я так понимаю. Есть совокупность мгновенных явлений, элементов, составляющих сознание (дхарм). Они могут быть омрачённые и неомрачённые. Неомрачённые нам пока неинтересны, так как они не участвуют в процессе перерождения. Омрачённые делятся на пять скандх: рупа, ведана, санджня, самскара и виджняна. Когда умирает тело, вместе с ним разрушаются: рупа, ведана, санджня и виджняна. Остаток сознания представляет собой совокупность неомрачённых дхарм + самскара. Оставшаяся самскара приводит к реализации кармы и перевоплощению. Если самскара нейтрализована в процессе жизни, то остаток ума представляет собой только неомрачённые дхармы и вместо перевоплощения переходит в состояние нирваны.

0
Ответить

Нет никакого остатка сознания. Самскара в Патиччасамуппаде - это каммапаччая - действие каммы.

0
Ответить

Карма же не может действовать в пустоте. Чтобы её действие обнаружить, нужно найти что-то, что связывает причины и следствия. В примере с бильярдом карма передаётся посредством шаров. Эти передающие элементы можно условно объединить в совокупность, которую можно назвать остатком сознания, даже если по отдельности они никакого отношения к сознанию не имеют.

0
Ответить

"Остаток сознания" - это ваше личное изобретение. Ничего подобного в классическом буддизме нет.
извините, на этом прения заканчиваю.

0
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Вселенная безлична и бесконечна, а человек - часть вселенной. Часть - не может познать бесконечность времени и пространства, как-то описать и передать это описание другим. Он может только немного почувствовать эту бесконечность, поскольку полное слияние с нею - это процесс Перехода. И Немного описать это состояние рождённой души в пространстве и времени. Собрав вместе клетки в одном теле, душа привязана к телу, которое может быть абсолютно разным, ведь клетки собираются вновь и вновь для жизни по-разному. Ничего личного и осознания своего Я - в бесконечной вселенной нет. Есть социум, который помогает телу, несущему семя Души, прожить определённый срок своего существования в этой бесконечной вселенной. Но социум в определённый момент также не может принять решение о продлении жизни данного тела, подверженного Судьбе. Однако, тот же социум, сообщество живых существ, снова принимает к себе зародыш человеческой души для жизни тела, долгой или не долгой. С точки зрения бесконечности - это не важно.

0
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Восточных религиозных течений много. Грех , как следует из индуизма, например,это некая материя, которая покрывает тело поэтому нужны омовения тела водой, чтобы смыть её. Понятия души отсутствует, есть Сознание, которое в большинстве случаев не слилось с Атманом, что не даёт возможность помнить о прошлом житие.

0
0
Прокомментировать

Вы как-то узко понимаете реинкарнацию. В ней нет какого-либо смысла. Это просто механизм, который существует, так как мы с вами в сути бессмертны. Говорить о смысле перерождений, это всё равно, что говорить о смысле гравитации, или смысле законов термодинамики. Они бессмысленны, просто есть. Их никто не делал такими, просто так всё функционирует. Память же теряют во-первых не все (погуглите плотно этот вопрос), во-вторых не полностью, в третьих потому, что человеческий (да и любой другой) мозг имеет предел памяти, при которой он может нормально функционировать. Операционка перегружается, и человек стареет. У разных людей этот предел, видимо, разный, но есть он у всех. Человек бы тупо не выдержал бесконечных знаний обо всех своих предыдущих рождениях. Чтобы жить нормально, нужно иногда форматировать диск. Таким форматированием служит смерть. Не шарю хорошо в вопросе нейробиологии, но подозреваю, опять же, что память каким-то образом содержится в мозге (а где ещё, если подумать?), а мозг всё-таки умирает вместе с телом. Перерождается то не физическое тело, а другие тела. Не знаю, сохраняется ли память в них, и если да, то каким образом, насколько чётко\полно, какие тут есть возможности, и почему они не реализуются полностью. Короче, много вопросов по теме))

Андрей Говорунотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-4
Прокомментировать

Нет.
Смысл перерождения далеко не в "очищении от грехов".
(от грехов там очищают страдания в их варианте ада).
Смысл в том, что душа просто не может попасть в какие-то другие условия. что-то вроде того, что душе не хватает духовных заслуг чтобы добраться до их варианта рая.
Вот душа и копит духовные заслуги 10, 20, 199 жизней чтобы после смерти попасть в какие-нить чертоги Индры (ну или куда там ей положено).
А по мере накопления духовных заслуг как-бы автоматически она продвигается по их варнам. Вернее даже так: то в какой варне человек родился является индикатором накопленных заслуг.
Например, если родился вайшьей, то еще копить и копить. Ну а если брахманом, то значит совсем чуть-чуть осталось. При этом и вайшья и брахман (если им на рай не хватило), после смерти попадают в ад чтобы т.с. "очистить душу" от тяжелой кармы (т.е. от того что в рай не пускает = почти что наш грех).

  • внекастовые граждане, т.е. мы с вами, в эту систему вообще не вписываемся. 

--

Душа не помнит прошлых жизней потому что сам процесс смерти и рождения - это сильный стресс, и человеку типа как отшибает память. (одни пишут что память теряется от шока смерти, другие - от шока рождения, так что точнее сказать не могу).

1
-3

Не кажется ли вам что копить духовные заслуги было бы легче, если бы человек помнил предыдущие жизни. А так он может делать это вечно. Да, ничего в этой жизни не даётся легко, но не кажется ли вам что концепция реинкарнации имеет изъяны?

+1
Ответить

"Не кажется ли вам что копить духовные заслуги было бы легче, если бы человек помнил предыдущие жизни."

Нет, не кажется. В концепции индуизма человек должен жить под руководством брахмана/гуру, и вот тогда ему будет легче. А без брахмана/гуру легче не будет.

"но не кажется ли вам что концепция реинкарнации имеет изъяны?"
Если бы индуизм был художественной литературой, тогда вош вопрос имел бы смысл.
Но он не является художественной литературой - он является верой. Искать в нем изъяны (равно как и высокологичные места) смысла не вижу.
Если вы верите - то все именно так и есть, если не верите, то и говорить не о чем.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью