Где заканчивается мифология и начинается философия?

2868
3
0
12 октября
00:09
март
2016

Философия начинается тогда, когда мы пытаемся применить к своей жизни великие истины, изложенные в форме мифов. Пока мы воспринимаем все эти истории - сказочные или реальные - как нечто, не имеющее к нам никакого отношения, они так и останутся мифами. Но если мы ищем в них ключ к событиям нашей жизни, к внутреннему смыслу всего того, что происходит с нами, мы начинаем по-настоящему понимать мудрость, вложенную в эти истории. Граница между мифом и философией пролегает в нашей способности посмотреть на свою жизнь сквозь призму священного предания и найти в себе смелость увидеть то, что мы раньше отказывались видеть. Как говорил Пушкин, "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

134
3
октябрь
2015

Мифология расстворяется в философии во время так называемого досократовского периода античной философии, когда ее представители пытались критически проанализировать мифологическое наследие и формировали свои взгляды на устройство мира (космогонии). Парменид, к примеру, ратовал за приоритет рационального мышления перед обыденным. Постепенный отказ от мифологического восприятия мира можно проследить по развитию двух категорий - "начало" и "судьба". Если в древнейшей мифологии началом был тотем, в мифологии развитого матриархата (выделение человека из природы) - образ Матери-Земли, во время эпической мифологии патриархата (выделение индивида из рода) - безличное начало типа гомеровского Океана, то античная натурфилософия ввела субстанциальное начало космоса (из воды, огня, земли и т.д. в зависимости от философа).

Теперь к судьбе. Сначало это была мана (пронизывающая мир сверхъестественная сила, на которую можно воздействовать с помощью магии), потом при матриархате она трансформировалась в слепую силу "мойру" - абсолютну чуждую к человеку, слепую силу. При патриархате судьба превратилась в внутреобоснованную закономерность мира. Античная философия ввела закономерность как атрибут космоса и основу его гармонии.

В случае с развитием категории "судьбы" большую роль сыграло развитие самого общества и социальных отношений. В матриархате распределение имущества проводилось с помощью жребия (ср. с "мойрой"). В будущем греки начали определять права на пользование пастбищами с помощью обычаев ("nomos" как разумная судьба).

А уже при Сократе и после него философы обратили внимание на человека.

(см. статью "Античная философия" в Всемирной энциклопедии философии под ред. Грицанова)

10
2
октябрь
2015

Отвечу при помощи Гегеля: "....из нашей истории философии мифология должна быть исключена. Оправданием этого исключения является то соображение, что в философии нас интересуют не философемы вообще, не мысли содержащиеся лишь implicite в каком-нибудь сообщении, а мысли, которые обнаружились, и лишь постольку, поскольку они обнаружились, поскольку такое содержание религии осознано в форме мысли; это-то и есть именно то указанное нами выше громадное различие между задатками и тем, что действительно осуществилось; философемы, содержащиеся implicite в религии, нас, следовательно, не касаются; они должны выступать как мысли, чтобы интересовать нас, ибо лишь мысль есть абсолютная форма идеи." Г.Ф.В. Гегель "Лекции по истории философии", Кн. 1.

То есть, фактически, по Гегелю философия выделяется из мифологии там, где мысль, пусть даже заложенная в чисто мифологическом тексте, осознается именно как мысль, как нечто нуждающееся в осмыслении, в работе по познанию, обоснованию и развитию себя, а не просто сообщение (мы бы сказали информация), иллюстрация, история и т.п. Мне кажется убедительной такая трактовка.

6
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта