Как бороться с прокрастинацией и нежеланием что-либо делать?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
9
4 ответа
Поделиться

По опыту скажу, что нужно просто понять, почему то или иное дело вызывает прокрастинацию. 90% случаев просто того, что нам кажется, что перед нами огромная задача (например, дипломная работа), и нужно каааааааак засесть, как собраться, как стать другим человеком. Мозг неспособен действовать, пока он не знает конкретные шаги, которые он должен предпринять. А тут мозг просто в нокауте, он не знает команды "напиши дипломную работу", ему нужно разбить её на конкретные шаги. Вот увидите, когда у вас будет расписание с конкретными шагами дела, большинство видов прокрастинации уйдёт.
ещё меня очень мотивирует понимание (в одном исследовании прочла), что прокрастинация - это нежелание мозга думать. Могз просто не хочет обрабатывать инфу. После такой мысли я начинаю бояться за ранний Альцгеймер и иду работать)

12
0
Прокомментировать

Причинами академической прокрастинации могут быть следующие: это характеристики самих заданий (неинтересность, сложность, последующая оценка), это особенности отношения ко времени (ориентация на выполнении сиюминутных желаний в ущерб нужным и важным), иррациональные мысли, низкая самоорганизованность, неумение планировать и ставить приоритеты, и индивидуально-личностные особенности (нейротизм, экстраверсия, тревожность, перфекционизм и т.д.).

Факторов, обусловливающих прокрастинацию, очень много, при этом все они работают как один взаимосвязанный механизм, поэтому сказать, какая из них является причиной всех причин очень сложно, хотя, по мнению американского психолога Тимоти Пичела, такой причиной является нежелание делать то, что нужно, даже когда это в интересах самого прокрастинатора. 

У прокрастинации есть свои плюсы и минусы для человека, поэтому в первую очередь, на мой взгляд, надо определить, какую выгоду она дает. Это может быть более эффективное выполнение работы за короткий срок, возможность лучше обдумать решение, отдых, даже повод для общения с кем-то. После определения выгод важно определить, что именно мешает делать вовремя запланированное: иррациональные мысли («у меня ничего не получится», «это слишком сложно», «я не понимаю, что делать»), негативные эмоции (страх, тоска, уныние, скука и т.д.), отсутствие навыков грамотного планирования. Исходя из результата, мы уже можем направить свои усилия на устранение барьера. Я считаю, что качественно работать с прокрастинацией можно в когнитивно-поведенческом и экзистенциальном подходах в практической психологии, которые позволяют выявить приоритеты, определить проблемные зоны и спроектировать пути личностного развития.

В японской системе кайдзен есть метод одной минуты: нужно выбрать определенное время каждый день, в который необходимо в течение одной минуты выполнять дело, которое кажется неприятным и постоянно откладываемым, и неукоснительно соблюдать его выполнение в течение минуты. Часто нас останавливают наши же фантазии о том, насколько это сложно, скучно, энергозатратно, но делать что-то всего одну минуту представляется достаточно легким любому человеку. Минуту можно потерпеть что-то неприятное. Потом, когда действие уже начато, то мы уже проще воспринимаем сам процесс, из-за чего готовы выполнять его дольше.

Другой вариант – это Матрица приоритетов Эйзенхауэра: выписываем список дел, затем распределяем их на 4 группы:

  • Важные и срочные дела;
  • Важные и несрочные дела;
  • Неважные и срочные дела;
  • Неважные и несрочные дела.

Работу начинаем с 1 группы, но желательно распределять так, чтобы в ней было 1-3 дела, при этом важно научиться выделять те дела, которые можно поручить кому-то другому, если есть такая возможность. В идеале с матрицей работать каждый день. Это позволит научиться более эффективному планированию собственного времени.

Valeriya Kapustinaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
0
Прокомментировать

Чтобы заставить себя что-либо начать делать ,надо иметь представление о ценности/ необходимости или важно своих трудов и только потом появится желание=стимул ; лень ,как таковая не порок ,а именно тот разумный "ручник" позволяющий выявить важное и отсеять вторичное

Артур Набиевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать

Важно понимать, из-за чего прокрастинация происходит. У каждого человека внутри есть, как бы, два человека поменьше. Первый - это внутренний взрослый, который отвечает за выполнение важных дел. Второй - внутренний ребёнок, который всё время дурачится и саботирует важные дела. В обычной ситуации они как-то между собой договариваются. Ребёнок хоть и не хочет что-то делать, но готов признать, что иначе нельзя. А вот когда они договориться не могут, наступает прокрастинация.

В такой ситуации худшее, что можно сделать, - это начать составлять какие-то списки дел и приоритетов, а потом жестко их придерживаться. Хотя часто это помогает. Но только в краткосрочной перспективе. Проблема в том, что таким образом ты просто встаёшь на сторону взрослого, подавляя ребёнка. Один разок такое можно сделать. Но если делать так постоянно, то это прямой путь к психическим расстройствам.

Правильная стратегия в такой ситуации состоит в том, чтобы договориться с ребёнком и снять конфликт. Метод, по сути, такой же, как и при кормлении обычного ребёнка, который внезапно осознал, что не хочет есть невкусную еду. Вместо того, чтобы внушать ему необходимость съесть сразу много невкусной еды, надо продвигаться к цели постепенно. Сначала уговорить его съесть одну ложку "за маму". Потом "за папу". Затем ещё за кого-то. После чего еды останется мало и проще доесть её, чем упираться.

Если задача состоит, например, в том, чтобы прочитать книгу, можно легко договориться со своим внутренним ребёнком о том, чтобы прочитать одну страничку. Ну, а потом посмотрим. Может, не так сильно устанем и ещё страничку получится прочитать. Или если задача в том, чтобы сходить к зубному, то можно договориться с внутренним ребёнком о том, чтобы просто прийти к зубной клинике и оценить обстановку. Вдруг она вообще закрыта? Ну, а если открыта, то можно и внутрь зайти. Вдруг там вообще по записи и вот так сразу ничего нельзя сделать? Идея в том, чтобы делать какие-то вещи, которые с одной стороны являются шагами в сторону решения, но с другой - не так сильно пугают внутреннего ребёнка, и он готов пойти на компромисс.

0
0
Прокомментировать
Ответить