Как буддизм относится к фатуму, судьбе, случайностям и свободе воли ?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

В буддийской традиции считается, что каждое живое существо обладает потенциалом раскрытия свободы ума - природой будды. Ограничивающие свободу ума факторы - это ненависть, жадность, неведение, иллюзии, эгоизм...Если существо ограничивает свой ум этими вещами, оно существует в сансаре - мире взаимосвязанных причин-следствий. В сансаре работает карма: когда есть причина, тогда есть её следствие. Пребывая в сансаре существо несвободно от причин. То есть, природная свобода существа скрыта. Это как маленький ребёнок, только что родившийся, не знает, что у него есть глаза, принимает зрение как данность. И только в процессе развития учится пользоваться глазами, проявлять свободу зрения. Пока ребёнок не научился управлять зрением, он видит то, что ему показывают. Поэтому, ему кажется, что им управляют. Сознание каждого существа включает группы элементов восприятия и реакции на приятное, неприятное и нейтральное. Когда существо не осознаёт свободы ума, то внешние события воспринимаются как приятные и неприятные, удачные и неудачные. Если ребёнок увидит улыбку мамы, для него это будет приятно. Если страшную гримасу, то почувствует беспокойство. Внешние события воспринимаются тогда как судьба или случайность. А в буддийской традиции считается, что события в сансаре определяются предыдущими действиями ума. То есть, всё что происходит с человеком в сансаре - это следствия его предыдущих решений. Даже рождение - это результат желания родиться. То есть, с буддийской позиции: и судьба, и случайности - это иллюзии. Результаты неадекватного восприятия реальности. А реальна только свобода ума. То есть, ум свободен и от внешних явлений, и от внутренних, таких как воля. Раскрытие этого свободного состояния ума означает безвозвратный переход к иному способу бытия - нирване.

4
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью