Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли разница в звуке электронной музыки и инструментальной, где звук более «живой»?

Искусство и культураМузыка+2
Флавий Велизарий
  · 4,6 K
Первый
Музыкальный продюсер, звукорежиссер, разбираюсь в музыкальных стилях, инструментах...  · 20 июн 2020

Если мы говорим именно про звук, а не, например, про исполнительское мастерство, то ключевая разница заключается в том, что живое исполнение в 99% случаев снимается и записывается микрофонами, то есть звук является акустическим, записанным "с воздуха" и, таким образом, более натуральным. При этом микрофон, помимо собственно звука самого инструмента, транслирует, в той или иной степени, естественную реверберацию студии, в которой производится запись. Такой тип реверберации называется "ambience" - окружающее пространство. Этот тип реверберации очень важен для формирования сцены, позиционирования инструментов в пространстве, придания им дыхания, придания "тела" звуку, создания эффекта объемности. Например, живые барабаны звучат плоско и картонно при записи только сухого сигнала без эмбиенса.

Кроме этого, при записи профессиональным микрофоном может происходить частотная коррекция исходного сигнала, как за счет частотной характеристики самого микрофона, так и за счет характеристик динамика и кабинета (при наличии усиления), за счет взаимного расположения микрофона и излучателя (например, proximity boost - повышение уровня низких частот при приближении микрофона к источнику), а также за счет применения многочисленных техник микрофонной записи, когда используется несколько микрофонов различных типов, меняется положение и угол установки микрофона, используются звукопоглощающие экраны итп. В результате получается звук, являющийся суммой большого количества различных источников.

Например, один удар рабочего барабана записывается с верхнего и нижнего пластиков двумя микрофонами, плюс двумя оверхед микрофонами в стерео, плюс эмбиенс микрофонами (ближний, средний, дальний планы), плюс утечки в другие микрофоны, расположенные рядом на ударной установке. Таким образом, мы получаем несколько различных вариантов одного и того же исходного звука, что дает нам гораздо больше звуковой информации в целом. Путем креативного использования всех этих источников при сведении можно получить качественный, богатый звук, близкий к натуральному акустическому звучанию, и даже более насыщенный.

В электронной же музыке зачастую весь процесс формирования звука происходит вне акустического пространства, а внутри электронных и цифровых схем. При этом может нарушаться естественный акустический баланс, проявляться дефицит в отдельных диапазонах частот, например отсутствие тела звука, которое во многом формируется акустикой студии при живой записи. Может наблюдаться избыток верхних частот, которые при акустической записи фильтруются динамиком или микрофоном. В целом, более прямолинейная логистика звука не позволяет ему обогатиться вариациями и отфильтровать лишние немузыкальные призвуки и шумы. Все это приводит к тому, что электронные музыканты начинают злоупотреблять искусственной реверберацией и эмуляторами аналоговых искажений, что зачастую приводит к грязному, мутному звуку с отсутствием динамики и детальности. Либо звук оставляют тощим и картонным.

При качественном продакшене следует стремиться к использованию акустики студии, звук записывать с комбиков и кабинетов микрофонами, подбирая, по возможности, оптимальные комбинации для каждой партии. При сведении стараться из каждой дорожки вычленять полезную звуковую информацию и отфильтровывать её, удаляя неинформативные частоты.

Всем желаю крутых треков и креативности при записи!

зато появившиеся новые звуки имею ввиду обработка обычных звуков определили целое направление в музыке.

Дмитрий Земсков aka -=SADKO=- В дипломе написано что я инженер конструктор кино\видео...  · 6 июл 2020
Не вопрос, если в инструментальной музыке звук действительно более «живой», значит и разница безусловно есть... Иное дело, что хороший пианист и на хорошем сэмплере сыграет так, что очередной японский "технарь" на живом рояле прозвучит просто как тупо забитые в секвенсор ноты ;-) Тут вопрос, в том что считать жизнью. А что до синтезаторов вообще, так там мало того что... Читать далее

Лет надцать назад всю эту чушь можно было обсуждать. Сейчас всё зависит от возможностей инструмента и умения исполнителя. Всё остальное - спор про курицу и яйцо, прогресс не остановишь.

Старший научный сотрудник ИНЭОС РАН, химик, музыкант и радиолюбитель  · 20 нояб 2018
Есть прежде всего разница в подходах и возможностях, которая в итоге выливается в то, что получается разный результат. Живому музыканту с живыми инструментами нужно прилагать усилия для того, чтобы играть ровно ритмически, по динамике и по звукоизвлечению. Даже если музыкант старается делать одинаковые ноты - они получаются как листья на дереве, похожие, но чуть-чуть... Читать далее

звук он и в африке звук...