Как буддизм относится к атеизму и атеистам, науке и техническому прогрессу?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Отношение к атеизму двойственное. С одной стороны, буддизм нетеистическое учение, идея Бога-творца в развёрнутом виде там отсутствует, а в некоторых текстах подвергается критике как нелогичная и мешающая освобождению от страданий. С другой стороны, в некоторых направлениях буддизм есть идеи, которые можно интерпретировать как пратеистические, и вообще буддизм не приветствует слишком резкое отрицание как болезненную привязанность к отсутствию ("попытку продать отсутствие товаров"). Поэтому, с одной стороны, некоторые атеисты постхристианской культуры идут в буддизм, считая её атеистической религией, а с другой, буддисты традиционных культур протестуют против того, чтобы их считали атеистами (буквально монахи на Шри-Ланке выходили на демонстрацию против этого).

При этом, однако, часто забывают, что атеизм отрицает не только теистического Бога, но и вообще всех богов, в то время как буддизм их вполне признаёт, разрешает им молиться и совершать подношения (только не кровавые жертвоприношения). Поэтому буддизм ужился с политеистическими верованиями Непала, Тибета, Китая, Кореи, Японии и даже интегрировал многих богов в свой собственный пантеон будд и бодхисаттв. Впрочем, это необязательно, т.е. не предписывается как долг буддиста.

К науке и техническому развитию буддисты относятся положительно, но без энтузиазма. В 1955 году Эрнст Шумахер предложил понятие буддийской экономики, для которой прогресс определяется минимизацией страданий, редукцией желаний, отказом от насилия и т.п. В Японии 17 века были попытки дать буддийский аналог протестантской этики призвания (Судзуки Сёсан), но они не получили широкой поддержки.

Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

В буддизме много разных школ, традиций. Их последователи относятся к науке по-разному. Большинство школ принимают данные, полученные с помощью экспериментов. Используют пять органов чувств как инструменты познания сансары. Вот, к примеру, на днях состоялась ещё одна встреча Далай-ламы — духовного лидера буддистов тибетской традиции, где он прямым текстом сказал, что считает теорию большого взрыва полезной, и что верит в формирование человека в процессе эволюции.

www.youtube.com/embed/ay2HzFP9JnQ?wmode=opaque

Есть монахи, которые архаичные тексты, противоречащие современным исследованиям, понимают буквально. А есть такие, как Далай-лама, старающиеся находить точки пересечения науки и буддийской традиции. Но важно помнить, что наука не занимается вопросами, лежащими за пределами возможностей органов чувств. Тогда как в буддизме именно такие практики (прямого переживания реальности) считаются ведущими к цели раскрытия свободы ума.

К атеистам буддисты относятся так же как и к теистам — доброжелательно. У буддистов позиция мышления нетеистическая — нет творца мира и сознаний. Все умы безначальны и бесконечны. Буддисты свою позицию никому не навязывают. Если человек начинает проявлять ненависть, жадность и глупость, пытаясь защитить традицию, про него можно сказать, что он сошёл с пути, которому учат буддисты. Различные духи и божества в буддизме — это только лишь другие формы воплощения ума. То есть, ум человека может, например, накопить благие заслуги и воплотиться в мире божеств. То есть божества так же как и люди существуют в сансаре, в отличие от будд, бытие которых в нирване отличается качественно абсолютным отсутствием страданий, неудовлетворённостей, ограничений ума.

К плодам технического прогресса буддисты относятся положительно, когда они приносят пользу, и отрицательно, если от них есть вред живым существам.

2
0

А что означает фраза "Все умы безначальны и бесконечны" ?

0
Ответить

Буддисты считают, что ум в его основе нельзя создать и уничтожить. Ум всегда есть и всегда будет. Есть грубые уровни ума, работа которых обусловлена строением тела, мозга. На эти уровни можно влиять. И есть основа ума, буддисты называют эту основу — тонкий ум или ясный ум, это тот ум, который раскрывается в момент просветления. Эта чистая нематериальная основа ума не может исчезнуть. Она может либо свободно пребывать в реальности, либо может обрасти привязанностями, загрязнениями и из-за этого существовать несвободно в состоянии сансары.

+1
Ответить

Благодарю.

0
Ответить
Прокомментировать

К науке и техническому прогрессу буддизм относится никак. В то же время разве Тайланд или Япония - отсталые в плане науки тех. прогресса страны? Вроде нет :) По атеизму чуть сложнее. Европейский атеизм там не особо известен, а культура многих стран Юго-Восточной Азии настолько пронизана буддизмом, что неотделима от него. Разумеется не все жители там религиозны, кто-то более, кто-то менее. Какие-то люди просто воспринимают буддизм как часть их культуры, не следуя при этом религиозным предписаниям. Отдельная ситуация с тибетцами, которые ненавидят китайских коммунистов за то, что те оккупировали их страну, разрушили 90% монастырей, издевались над монахами и монахинями и до сих пор продолжают. Но это национально-политическая почва, а не мировоззренческая.

Артём Тюринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью