Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли в исламе эквивалент юродства?

ОбществоИскусство и культура+2
Paranoid Android
  · 1,6 K
Первый
Эксперт в религиоведении, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения...  · 14 окт 2015

В исламе есть несколько концептов, которые действительно напоминают концепт юродства в христианстве.

Во-первых, это маламатиййа - движение, зародившееся в VIII-IX веках на территории Хорасана (сегодня это преимущественно Иран). Последователи этого движения развили целую своеобразную психологию на основе Корана и раннего исламского аскетизма. В Коране есть айат: 'И клянусь душой порицающей!' (75:2), что на арабском звучит как ولا اقسم بالنفس اللوامة (walā uqsimu bil-nafsi l-lawāmati). Корень lām-wāw-mīm (ل و م) встречается в Коране 14 раз и обозначает порицание, попрек. 'Душа порицающая' - вторая стадия развития плотской души человека, и после того, как мусульманин отчасти побеждает плотскую душу она обращается в своего рода внутренний голос, голос совести, которому и следует маламати в своей деятельности. Ибн Араби (1165-1240), один из величайших умов исламского мира, недаром ставит их на высшую ступень мистической лестницы познания божественных тайн. В реальной жизни маламати чрезвычайно активно выступали против лицемерия и ханжества, показного благочестия, признавая полную ничтожность человека, требовали абсолютной искренности и честности, постоянного осознания и контроля над желаниями плотской души.

Второй пример, близкий концепту юродства, - это концепт маджзуба, сумасшедшего, чей разум слишком близко приблизился к постижению божественных тайн, и в результате не выдержал; сломался. Идеал влюбленного в Аллаха мистика - Меджнун, влюбленный в Лейлу, и вследствие своей любви, никак не контролирующий свое поведение. Как пишет Мишель Шодкевич, концепты 'маджзуб', 'маджнун', 'бухлюль', 'муваллах' обозначают парадоксальную форму святости, охваченность мистика экстазом, что со стороны выглядит довольно странно. Так, в состоянии мистического экстаза Мансур Халладж возгласил свое знаменитое 'Я есмь Истина!' (أنا الحق, anā l-ḥaqq), за которое и был казнен в 922 году.

Наконец, третий пример - увайси, мистики, вдохновленные духом святого или Пророка; называемые так по образцу йеменца Увайса ал-Карани (594-657), который имел, по мнению ранних мистиков, духовную связь с Пророком Мухаммадом, хотя так никогда и не встретился с ним.