Ilya Cedric
декабрь 2017.
34855

В чем смысл песен Егора Летова? Почему это считается каким-то протестом, почему он «убил весну в подвале»?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
26
7 ответов
Поделиться
"Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки на встречу надвигающемуся на него поезду."

Протестная ось Летова — именно об этом состоянии, происходящем оттуда же, откуда берутся и творчество, и всякое движение вперёд, и всё, что чего-либо стоит, и что Летов иногда в интервью называл "праздником". Один сплошной парад победы, вселенская большая любовь. То, как оно должно быть.

Этот протест даже не против, а просто через. Против — подразумевает большую озабоченность объектом сопротивления, а этот объект у Летова был довольно условным даже в самые политизированные его годы. Когда все остальные занимались обычной социальной критикой, Летов говорил о роке как о религиозном действии и шаманизме, а о настоящем искусстве — как о чём-то изначально нечеловеческом: Интересные вопросы о музыке на TheQuestion Как находить музыку, которая тебе нравится?Получают ли музыканты свою часть денег от выручки музыкальных сервисов?Как работает система музыкальных рекомендаций?

Значит, на огонь
Значит, ураган
Значит, напролом
Значит, насовсем
Значит, как всегда —
В пламени брода нет

Так что это протест настоящего через ненастоящее, природы через неприроду, отсекновение всего остального на уровне системы координат. И приходящий в итоге к самому простому — "Кто бы что ни сделал, кем бы кто не стал — Никто не проиграл."

Напоследок — вот другой ответ о том же самом, но немного с другого угла: thequestion.ru

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Не поклонник Летова, но тут же яркий понятный образ:

"Cвoю пocлeднюю нeнyжнyю вecнy

Убил в пoдвaлe Лeтoв"

Птички поют, журчат ручьи, Летов сидит в подвале. Стучит капель, на улице апрель, Летову буйство Солнца без надобности, пьянящий запах земли не для него, в подвале затхлая сырость.

Панки презирают (с) им не надо весны.

А протест этот вполне конкретен, просто он устарел. Летов, это время, когда из всех радиоприемников "Птица счастья завтрашнего дня", "Но мой плот", "И уносят меня три белых коня", "Увезу тебя я в тундру", "Под крылом самолета о чем-то поёт зеленое море тайги" -- жизнь имеет цель, все осмысленно, решения съезда выполним, интенсификация 90, жильё 2000.

Вот эта такая осмысленность бытия вызывала у многих очень серьезное чувство неприятия. Особенно, наблюдая разницу между песнями и, хотя бы, теми цинковыми гробами, которые даже похоронить с воинскими почестями было нельзя, ведь мы нет-нет не воевали, а только помогали советами и мирным строительством.

Сейчас этот протест потерял свой смысл. Никто не зовет к свершениям, никто не провозглашает смыслы, бизнес только бизнес (я не к тому, что это плохо, это просто так есть и всё). Жалкие попытки, конечно, есть. Но это смешно. Невозможно агитировать за смыслы и рядом студенческие столичные гуляния с изнасилованиями на камеру и в соцсети.

Панковские песни стали частью реальности, какой ещё протест?

Сейчас время снова искать смыслы. Только не те, задорные. А тихие: "В сумерки хочется счастья..."

Впрочем, ещё нас не пришибло достаточно чтобы захотелось искать.

p.s. Хочу пояснить, я не считаю творчество панков негативным, я, вообще, подозреваю, что настоящее творчество и не может быть негативным в принципе. Взять тот же ирокез -- он символ жизни, а не смерти, символ агрессивный, но агрессия это часть жизни. Мертвое не агрессивно, и у мертвых шерсть не стоит, а лежит свалявшимся комком. Есть весна и весна. Есть весна настоящая, а есть та, что по радио, наигранная восторженность. Кстати, весна, та, что настоящая, совсем не всегда и во всем красива, из под снега много что вылазит.

Не уверен, что вопрос корректен.

Это все равно, что спрашивать "в чем смысл водки?" например. Или - "в чем смысл ЛСД?" Смысл - это для рационального мышления. А песни Летова - это такие волшебные сочетания слов (как "зенитные кодексы аль-эфесби" Пелевина) которые срабатывают, как отмычки иррациональных замков, за которыми мы прячем от самих себя самые горькие переживания. Слушаешь - открылось - выпустил на свободу - стало легче. Ну или даже не выпустил, а просто стало легче от того, что эмоционально попал в резонанс, что ты не один так чувствуешь, оказывается.

При этом этот резонанс вполне может быть иллюзией - возможно, Летов чувствовал совсем другое, и все остальные люди чувствуют совсем разное, когда слушают его песни. Это не важно. Важно то, что песни устойчиво провоцируют сильный эмоциональный опыт, который испытывают и хотят пережить вновь многие.

Проблема в том, что непонятно, как ответить на стартовый вопрос. Или человек попадает в число тех, на кого магия Летова действует - тогда и объяснять ничего не надо. Или не попадает - значит, такого типа отмычки этому человеку не подходят, а подойдут какие-то другие. В этом случае, даже если удалось бы объяснить механизм - он все равно бы не сработал. Знание формулы этилового спирта не поможет ощутить изменения восприятия от его приема.

Ну или у того чела все настолько прекрасно (всегда было), что и выпускать нечего :-)

Показать остальные 4 ответа
Ответить