37591
17
0
9 октября
22:42
октябрь
2015

Представьте себе, что вы в музее MoMA в Нью-Йорке.

Вы берёте билет, сдаёте сумку, поднимаетесь на эскалаторе на четвёртый этаж, проходите пару временных галерей, возможно, Герхарда Рихтера, или Флавина, или Бойса, попадаете на постоянную экспозицию, и пару залов спустя оказываетесь в особенно большом и глубоком зале, где на самой дальней противоположной стене, во всю стену, висит картина Джексона Поллока "One" 1950-го года. 

Об этой картине можно много чего сказать. После того, как в начале этого года её вернули с долгой реставрации, двое известных кураторов сделали видео "One Hour Looking at a Jackson Pollock Painting at MoMA", в котором они час стоят перед картиной, перетирая абсолютно всё, от цветовой палитры до политического контекста и предполагаемой связью картины с джазом, буддизмом и первым тестом водородной бомбы, но ни разу даже краем не коснувшись вопроса о том, что именно она "делает". Какой взгляд на мир она предлагает.

Поллок был человеком, несовместимым с жизнью. Те, кто его знал, вспоминают, что на всё вокруг себя он смотрел как на долгий тяжелый дождь. Как и многие абстрактные экспрессионисты, ощущавшие себя в послевоенной Америке как в месте, где культура ещё не создана, Поллок стремился скорее создавать традиции, нежели следовать им — и ему это удавалось, даже в ранних работах, но в Поллоке это было не главным. В Поллоке была своя собственная предельность.

Я думаю, каждый человек хотя бы раз сталкивался с кем-то таким — кем-то, для кого все чувства были предельны, движение предельно, правильное и неправильное — предельны, и который наполнял бы этой предельностью комнату, в которую входил. Втягивал в эту предельность других.

Поллок описывает источник именно этого состояния — в условиях потери каких-либо внутренних ориентиров. И к чему вдобавок требуется подойти вплотную, чтобы хотя бы теоретически иметь возможность что-то об этом изобразить — а ведь искусство оказывается настоящим только тогда, когда оно сокращает расстояние между пишущим и его собственной бездной, а не забивает его.

Так что "One" — это не абстракт, это гиперреализм. Внутренний хаос, требующий реализации вовне. Разделение всей материи на горячую и холодную, невозможность прихода к общему среднему. Природа, нарушившая законы природы. Изображение мира за полсекунды до катастрофы.

Это искусство.

Если же подойти чуть поближе, с правой стороны будет маленькая белая карточка, ровным округлым гротескным шрифтом указывающая: имя художника, название, материал, год.

И всё. У неё есть одна функция, она больше ничего не делает, и она не то, для чего мы сюда пришли.

Это дизайн.

Gleb SimonovОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
205
10
октябрь
2015

Представьте себе, что вы открыли приложение карт в своём мобильнике, удобно нашли музей MoMA в Нью-Йорке. Пришли туда и покупаете билет удобного формата, где довольно грамотно расположена вся техническая информация, сдаёте сумку, элементы которой были спроектированы максимально удобно для ношения с учетом всех особенностей материалов и всё это выглядит превосходно, поднимаетесь на эскалаторе размер ступенек и плавность движения которого грамотно спроектирована специалистами в течении долгих лет, проходите пару временных галерей, с картинами правильно подсвеченными сверху и цветом стен отделяющим картины от фона, и пару залов спроектированных архитекторами-технарями с учетом всех нормативных требований оказываетесь в особенно большом и глубоком зале, где на самой дальней противоположной стене, во всю стену, висит картина Джексона Поллока "One" 1950-го года.

Это дизайн.

Картина в центре, идеализируемая романтиками и мечтателями как нечто особенное, при этом довольно сильно распиаренная несомненно заслуживает внимания, но её практическая ценность не больше чем у горшка цветов, хотя горшок с цветами постоянно находится в процессе фотосинтеза и приносит помимо эстетической еще и практическую пользу.

Это искусство.

123
2
октябрь
2015

Перефразируя Тарковского, можно сказать так. Дизайн решает задачи человека, а искусство ставит задачи перед человеком.

Дизайн всегда нацелен на решение той или иной проблемы. Он практичен и конкретен. Дизайнер всегда работает с определёнными требованиями. Например: как сделать удобный стул, который бы нравился людям из среднего класса, был бы удобен в производстве и штабелировании, и стоил не более 100 долларов?

По этому критерию, большая часть современного искусства скорее является дизайном. "Художники" решают совершенно конкретные задачи, стараясь соответствовать моде, приладиться к злободневным проблемам, понравиться кураторам. Тот же Энди Уорхол, на самом деле, занимался именно дизайном, заранее поставив себе цель быть знаменитым.

С другой стороны, искусство имеет совершенно иной источник. Это переживание художника, которое находит воплощение в предметном мире. Здесь неважна мода или деньги, не учитывается социальный заказ. Именно потому, что настоящее искусство не идёт на поводу у публики, оно, напротив, формирует контекст и определяет направление развития общества.

По такому критерию многое из того, что традиционно считается дизайном, скорее можно отнести к искусству. Например, космические стулья известных дизайнеров, или знаменитые плакаты и обложки.

Дизайн и искусство всегда пересекаются. Где-то художнику сделали заказ, и ему нужно обуздать своё творческое чувство, чтобы его выполнить. Где-то целью дизайна поставили удивить и шокировать зрителей, и автор обращается к своему иррациональному, чтобы извлечь оттуда то, что нужно.

91
1
показать ещё 15 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта