Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
54
18 ответов
Поделиться

Представьте себе, что вы в музее MoMA в Нью-Йорке.

Вы берёте билет, сдаёте сумку, поднимаетесь на эскалаторе на четвёртый этаж, проходите пару временных галерей, возможно, Герхарда Рихтера, или Флавина, или Бойса, попадаете на постоянную экспозицию, и пару залов спустя оказываетесь в особенно большом и глубоком зале, где на самой дальней противоположной стене, во всю стену, висит картина Джексона Поллока "One" 1950-го года. 

Об этой картине можно много чего сказать. После того, как в начале этого года её вернули с долгой реставрации, двое известных кураторов сделали видео "One Hour Looking at a Jackson Pollock Painting at MoMA", в котором они час стоят перед картиной, перетирая абсолютно всё, от цветовой палитры до политического контекста и предполагаемой связью картины с джазом, буддизмом и первым тестом водородной бомбы, но ни разу даже краем не коснувшись вопроса о том, что именно она "делает". Какой взгляд на мир она предлагает.

Поллок был человеком, несовместимым с жизнью. Те, кто его знал, вспоминают, что на всё вокруг себя он смотрел как на долгий тяжелый дождь. Как и многие абстрактные экспрессионисты, ощущавшие себя в послевоенной Америке как в месте, где культура ещё не создана, Поллок стремился скорее создавать традиции, нежели следовать им — и ему это удавалось, даже в ранних работах, но в Поллоке это было не главным. В Поллоке была своя собственная предельность.

Я думаю, каждый человек хотя бы раз сталкивался с кем-то таким — кем-то, для кого все чувства были предельны, движение предельно, правильное и неправильное — предельны, и который наполнял бы этой предельностью комнату, в которую входил. Втягивал в эту предельность других.

Поллок описывает источник именно этого состояния — в условиях потери каких-либо внутренних ориентиров. И к чему вдобавок требуется подойти вплотную, чтобы хотя бы теоретически иметь возможность что-то об этом изобразить — а ведь искусство оказывается настоящим только тогда, когда оно сокращает расстояние между пишущим и его собственной бездной, а не забивает его.

Так что "One" — это не абстракт, это гиперреализм. Внутренний хаос, требующий реализации вовне. Разделение всей материи на горячую и холодную, невозможность прихода к общему среднему. Природа, нарушившая законы природы. Изображение мира за полсекунды до катастрофы.

Это искусство.

Если же подойти чуть поближе, с правой стороны будет маленькая белая карточка, ровным округлым гротескным шрифтом указывающая: имя художника, название, материал, год.

И всё. У неё есть одна функция, она больше ничего не делает, и она не то, для чего мы сюда пришли.

Это дизайн.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
312
-75

Хороший ответ

+3
Ответить

спасибо. )

+1
Ответить

Это профанация искусства. Это профанация дизайна.

+4
Ответить
Ещё 8 комментариев

Поллок - дерьмище.

-14
Ответить
Комментарий удален модератором

Дизайнеры любят поллока потому что его картины похожи на доширак.

+23
Ответить

Я бы еще добавил, что искусство раздвигает рамки визуального (в данном случае) опыта, это авангард. А дизайнеры - это второй эшелон, те кто приспосабливают визуальные наработки под насущные нужды. Это как чистая наука (например физика) и инженеры, которые используют ее достижения, создавая конечный продукт.

+33
Ответить

ребята, художник и дизайнер абсолютно разные люди, и конечно результаты их труда отличаются. за искусство зарплату в офисе не платят - за искусство люди дохнут, голодают, но делают, потому-что иначе никак.

+15
Ответить

Ответ ни о чем. Два варианта которые ниже более правильно раскрывают суть

+2
Ответить

а что такое «низкие строчные»?

-2
Ответить

Так-так-так, что тут у нас? Ага, оскорбление чувств дизайнеров

+3
Ответить
Прокомментировать

Представьте себе, что вы открыли приложение карт в своём мобильнике, удобно нашли музей MoMA в Нью-Йорке. Пришли туда и покупаете билет удобного формата, где довольно грамотно расположена вся техническая информация, сдаёте сумку, элементы которой были спроектированы максимально удобно для ношения с учетом всех особенностей материалов и всё это выглядит превосходно, поднимаетесь на эскалаторе размер ступенек и плавность движения которого грамотно спроектирована специалистами в течении долгих лет, проходите пару временных галерей, с картинами правильно подсвеченными сверху и цветом стен отделяющим картины от фона, и пару залов спроектированных архитекторами-технарями с учетом всех нормативных требований оказываетесь в особенно большом и глубоком зале, где на самой дальней противоположной стене, во всю стену, висит картина Джексона Поллока "One" 1950-го года.

Это дизайн.

Картина в центре, идеализируемая романтиками и мечтателями как нечто особенное, при этом довольно сильно распиаренная несомненно заслуживает внимания, но её практическая ценность не больше чем у горшка цветов, хотя горшок с цветами постоянно находится в процессе фотосинтеза и приносит помимо эстетической еще и практическую пользу.

Это искусство.

187
-37

В очередной раз украл моё сердце своими постами, божечки.

0
Ответить

отличный ответ

0
Ответить

Суть ответа: технари - боги, гуманитарии - лохи.

Ещё одна жертва советской системы образования, может, пора уже иначе смотреть на мир? 

-1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Как скучно и грустно вам, должно быть, живется, мне вас очень жаль

0
Ответить
Прокомментировать

Перефразируя Тарковского, можно сказать так. Дизайн решает задачи человека, а искусство ставит задачи перед человеком.

Дизайн всегда нацелен на решение той или иной проблемы. Он практичен и конкретен. Дизайнер всегда работает с определёнными требованиями. Например: как сделать удобный стул, который бы нравился людям из среднего класса, был бы удобен в производстве и штабелировании, и стоил не более 100 долларов?

По этому критерию, большая часть современного искусства скорее является дизайном. "Художники" решают совершенно конкретные задачи, стараясь соответствовать моде, приладиться к злободневным проблемам, понравиться кураторам. Тот же Энди Уорхол, на самом деле, занимался именно дизайном, заранее поставив себе цель быть знаменитым.

С другой стороны, искусство имеет совершенно иной источник. Это переживание художника, которое находит воплощение в предметном мире. Здесь неважна мода или деньги, не учитывается социальный заказ. Именно потому, что настоящее искусство не идёт на поводу у публики, оно, напротив, формирует контекст и определяет направление развития общества.

По такому критерию многое из того, что традиционно считается дизайном, скорее можно отнести к искусству. Например, космические стулья известных дизайнеров, или знаменитые плакаты и обложки.

Дизайн и искусство всегда пересекаются. Где-то художнику сделали заказ, и ему нужно обуздать своё творческое чувство, чтобы его выполнить. Где-то целью дизайна поставили удивить и шокировать зрителей, и автор обращается к своему иррациональному, чтобы извлечь оттуда то, что нужно.

107
-2

"Дизайн решает задачи человека, а искусство ставит задачи перед человеком" - вот это супер, спасибо

+7
Ответить

"Здесь неважна мода или деньги, не учитывается социальный заказ". А как же именитые авторы прошлых столетий, например Караваджо или Санти, которые в основном писали по заказу церкви и за деньги, или это не считается искусством

0
Ответить

Как я и написал, искусство и дизайн часто пересекаются. Художник, получая заказ на роспись церкви, частично занимается дизайном: ему нужно выполнить заказ, изобразив то что нужно, спланировать где что будет нарисовано. Но дальше он может просто остаться в рамках ремесла, или же использовать эту возможность для создания произведения искусства, выразив в своей работе то, что для него важно.

+1
Ответить
Прокомментировать

Я для себя это сформулировал так: искусство - это неконтролируемое самовыражение авторского восприятия мира через призму собственных произведений. Дизайн - это решение конкретных задач в рамках четко сформулированных условий. Если проще, то человек искусства никому ничего не должен, он просто создает что-то. Дизайнер же должен сделать так, чтобы что-то конкретное работало.

Но иногда грань стирается, это тоже нужно помнить.

42
-1
Прокомментировать

Искусство никогда не масштабируется. Есть Мона Лиза и есть её копии. Оригинал бесценен, копии иногда ничего не стоят. Дизайн обязан масштабироваться, в противном случае он будет недоступен целевой аудитории. Объекты дизайна, в отличие от объектов искусства, не теряют свою стоимость в процессе тиражирования. Дизайн зарабатывает деньги, решая проблемы людей. Искусство в принципе на деньги не нацелено, его цель - душа и разум зрителей, на мо взгляд.

37
-7

В целом да, только вот если вспомнить зачем нужен дизайн, например графический, например постер, задачей которого является привлечь внимание человека к чему либо, то получается, что задача дизайна так же как и искусства - воздействовать на разум и душу.

+2
Ответить

Но это воздействие на ум и душу будет вполне целенаправленным и побуждающим к единственному действию - покупке :) Тогда как искусство может поставить перед человеком вопрос из категории "как я дошел до жизни такой"...

+3
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 13 ответов
Ответить