Doggy D.
ноябрь 2018.
442

Какие исторические и культурные факторы повлияли на социальную политику стран Азии? В частности, Японии и Китая?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Всё сказанное ниже — не совсем экспертное мнение, а скорее некое рассуждение на тему. Отвечу в первую очередь про Республику Корею и Японию, как наиболее знакомые страны региона.

Об образовании:

Корея начиная с эпохи корейских государств была включена в культурную сферу Китая, но сохраняла собственную независимость. При том, что корейский шаманизм оставался в верованиях простых людей, и буддизм существовал несмотря на государственное противодействие, Корея была конфуцианской, и в последнее столетие до аннексии Японией даже можно сказать, что «переконфуцианила» Китай.

Благодаря этому, также как в Китае, грамотность и наличие классического китайского образования в Корее было одним из самых главных показателей статуса. В Корее также действовала система государственных экзаменов, и хотя социальная система была ещё более жёсткой, чем в Китае, социальный лифт для умных и способных к прохождению экзамена людей все равно в некоторой степени существовал.

В пятнадцатом веке под руководством вана (короля) Сэджона был создан алфавит для записи корейского языка, и хотя классический китайский язык оставался главным официальным языком вплоть до начала двадцатого века, это открыло возможность для большего распространения грамотности. Получить знания могла не только элита в конфуцианских школах и от частных преподавателей, но и в буддистских монастырях.

Отсюда можно протянуть нить к сегодняшнему почти что культовому отношению к образованию в Корее. Это приводит к перекосам, поскольку человек с образованием — всё, человек без образования — никто. Тем не менее в современной Республике Корее образование и знания считаются одной из самых главных областей в приложении государственных сил. Большинство национальных музеев бесплатно для посещения.

Япония получила «заряд конфуцианства» в первые века своего существования. Через Корею был импортирован буддизм. Знания импортировались и адаптировались к местным реалиям. Система государственных экзаменов в Японии не прижилась, но ценность грамотности и знаний никуда не исчезла. Классический китайский язык был замещён японским, который уже имел собственные системы записи в дополнении к иероглифам к девятому веку.

Эстетика в Японии всегда была очень важна, способность к поэзии и живописи очень ценилась, а чтобы быть хорошим поэтом нужно знать классику, и уметь красиво писать кистью, что требовало хорошего образования. Буддистские монастыри играли важную роль в распространении грамотности и знаний в том числе и за пределами элиты. Начиная с шестнадцатого века стали импортироваться европейские знания.

В период Эдо (Токугава) получили развитие нео-конфуцианские школы. Рос уровень урбанизации и уровень грамотности в том числе и среди простого населения. К концу периода Эдо от четверти до половины детей получали образование вне дома. Печатные книги были недороги, и были доступны практически каждому горожанину. Появлялись институты по обучению западным технологиям и изучением иностранного знания.

После реставрации Мэйдзи в Японию пришло всеобщее школьное образование. Появлялись высшие учебные заведения. Правительство новой Японии справедливо полагало, что только умом и знаниями можно стать как сейчас бы сказали «страной первого мира». Стоит отметить, что Корея была аннексирована Японией в 1910 году, и японское школьное образование было распространено на Корею в том числе (на японском языке, к печали корейцев).

О пенсии, пособиях, безопасности и медицине:

Всеобщая медицина пришла в Корею и Японию в первую очередь с вестернизацией середины-конца девятнадцатого века. Европейское медицинское знание потеснило традиционное китайское, в Корее и Японии открывались госпитали. Корея к тому же массово христианизировалось. Начиная 1922 года в Японии появилась система обязательного медицинского страхования. Медицина стала всеобщей в Республике Корея после второй мировой войны.

В корейской, китайской и японской культурах очень важную роль играет коллективность, которую часто выводят от рисового земледелия и необходимости кооперации при ирригационных работах. Стариков было положено уважать, почитать и всячески поддерживать всей семьёй. Семьи были большими, с множеством детей. Отсюда можно протянуть нить к современному отношению к пенсионерам в Корее и Японии.

В Республике Корея государственная пенсионная система появилась поздно, только в конце семидесятых. До этого предполагалось что семья как и раньше будет поддерживать своих дедушек и бабушек, что сложно с современными маленькими семьями. В Японии пенсионная система появилась раньше, ещё во время Второй Мировой Войны, однако минимум для тех, кто не платил взносы довольно низок по японским стандартам.

Тем не менее пенсионеров далеко не бросают на произвол судьбы. В зависимости от дохода в Японии сумма ежемесячных пенсионных платежей в фонд может снижаться, а студенты и молодые работники могут рассчитывать на нулевой платёж. В Корее существует программа «базовой жизненной безопасности» и некоторые другие программы, которые позволяют оставаться на плаву пенсионерам без каких-либо накоплений и без собственного жилья.

Довольно сложно обстоит дело с пособиями по безработице и отношениям к безработным. Нить к этому отношению можно протянуть от той же самой коллективности. Корейская культура особенно очень плохо относится к «лузерам», плохо приходится «лузерам» и в Японии. Однако, как уже было упомянуто мною в одном из ранних ответов про государственную поддержку затворников, коллективность также означает коллективную помощь.

От коллективности также можно протянуть нить к тому факту, что корейцы могут рассчитывать на упрощённую процедуру иммиграции (репатриации) в Республику Корея, а японцы на упрощённую процедуру иммиграции в Японию. В японских префектурах Айти (где столица — город Нагоя) и Гифу можно даже встретить на каждой станции таблички на португальском, на языке вернувшихся в Японию бразильских японцев.

Коллективность, однако, не подразумевает «общество — всё, человек — ничто». В Республике Корея и Японии существуют очень жёсткие правила, касающиеся охраны труда. Можно просто любоваться на то, как устроены строительные площадки в Японии с белыми заборами и публичными экранами показателей шумности. Отсюда же и пристальное внимание в Японии и Корее к робототехнике катастроф и к дистанционно управляемой технике.

Очень серьёзно относятся в Корее и Японии к экстремальным ситуациям и техносферной безопасности. Обе страны подвержены тайфунам и (особенно Япония) землетрясениям. Люди учатся начиная с детского сада вести себя в чрезвычайных ситуациях. В городах подготовлены планы эвакуации и места сбора, обозначен табличками уровень моря. Все здания проектируются под потенциальные чрезвычайные ситуации.

Япония на самом деле довольно большая страна по площади, но всё таки не может себе позволить складировать мусор там, где можно например выращивать мандарины. Большая часть мусора в Японии безопасно сжигается с выработкой энергии. Республика Корея меньше по площади, и там пошли дальше, большая часть мусора перерабатывается. Охрана окружающей среды в Японии и Корее стала мэйнстримом в последние полвека.

Стоит отметить, что в КНДР (Северной Корее) и КНР исторический принцип семейной поддержки пенсионеров продолжает действовать. Минимальные пенсии, что в КНДР, что в КНР номинальны и недостаточны для выживания. Медицина в КНР и КНДР — платная. Инспирированные советским режимом государства импортировали советские лозунги, однако также импортировали советские практики различия лозунгов и реальности.

9
0

Кстати да, насчёт образования в Корее: очень забавным мне показался тот факт, что если корейского пенсионера, жившего в Японской империи, попросить сосчитать до десяти, то он посчитает по-японски.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью