Что касается российских феминисток, то, по правде сказать, они вряд ли могут повлиять на события за рубежом (и по обе стороны Атлантики, и в арабском мире). Их западные союзницы тоже не так уж влиятельны. Тем более что общества в некоторых исламских странах отличаются крайней ортодоксальностью. А поскольку те же Саудовская Аравия с Ираном обладают солиднейшими запасами нефти, то им глубоко параллельно мнение Запада относительно состояния нравов. В Эмиратах, вон, не побоялись осудить норвежку, ставшую жертвой изнасилования (!) (1tv.ru), притом что Норвегия считается страной с одними из самых высоких показателей по уровню жизни ― это не какая-нибудь заштатная Венгрия (не в обиду жителям этого государства).
Между тем хорошо бы узнать, что же вы понимаете под «глупыми законами». Разве что квотирование рабочих мест в ущерб квалификации сотрудников? Нельзя сказать, что на Западе с правами женщин всё распрекрасно, до сих пор то рецидивы случаются, то вспыхивают костры консервативной мысли. Ну а положение женщин в исламских странах медленно, но верно улучшается, хотя проблем там по-прежнему великое множество:
meta.kzЖенщины арабского мира ломают стереотипы ради министерских кресел и штурвалов истребителей. Дрогнули даже устои...
Поднятая вами тема, впрочем, опосредованно весьма актуальна и затрагивает феминистскую платформу в целом. Повестка дня иной раз «съезжает» набекрень, и в поле зрения попадают, а следовательно становятся предметом диалога неоднозначные и даже малозначительные события, явления, новости, факты, а то и вовсе то, что может показаться мелочью на фоне насущных вопросов. На мой взгляд, тема якобы сексистской эпиляции непомерно раздута, ибо современные мужчины всё чаще бреют подмышки и гениталии (с тем чтобы партнерша не испытывала дискомфорта при оральном сексе), а что до ног, то мужчины демонстрируют их гораздо реже, и потом, юбки у нас считаются женской одеждой. Хотя те же спортсмены с актерами и волосы с груди активно удаляют, и ноги делают гладкими.
Здесь свою роль играет, ко всему прочему, посредственный евангелизм наряду с формированием общественного мнения. Ну как общественного ― работа с неподготовленной аудиторией, проще говоря. Несмотря на то что это проблема далеко не одного феминизма, а целой пучины продуктов, идеологий и брендов. Захотите ли вы поехать на условный Кипр, если вам будут рассказывать об особенностях сбора оливок в окрестностях Ларнаки ― вместо того, чтобы описать этот остров, его климат, достоинства по сравнению с другими популярными курортами, дружелюбность местных жителей и внушительную русскоязычную диаспору?
Однако фокус в том, что евангелизм (как разновидность маркетинга) не очень заточен под противодействие негативу и, по всей видимости, не способен критически посмотреть на себя, выделить слабые стороны, сомнительные качества и минимизировать их вес в общем восприятии продукта.
И в вашем вопросе феминистки выступают как раз с позиций евангелисток, обсуждая, быть может, по-своему важную проблему (пусть жемчуг и мелок), но при этом совершенно не учитывая тех, у кого щи жидкие, как в той пословице. Хотя в контексте дискуссии или новости о грядущем законопроекте отсыл к арабским женщинам будет выглядеть странно: а-ля «в Африке дети голодают»; тем не менее «мамы всякие нужны, мамы всякие нужны». В том смысле, что необходимо не допускать информационных кренов в сторону диковинных тем, чуждых женскому (и тем паче мужскому) уху. Соблюдение баланса в феминистском дискурсе позволило бы, вероятно, уменьшить градус антипатий и недоуменных возгласов.
Другое дело, что собственно феминизм, как и большинство идеологических течений, неоднороден по части убеждений. Умеренные настроения тут соседствуют с так или иначе радикальными…
Тем не менее легко критиковать что угодно, особенно когда предмет нашего внимания и так находится под общественным давлением. И феминизм можно попрекнуть тем, что он «протух», и просчетами в маркетинге. Однако он не ограничивается в наши дни «глупыми законами», а затрагивает острые темы, помогает женщинам обретать независимость, не стесняться собственных побед и идти во власть. Кроме того, не стоит забывать о хронологическом аспекте. Достаточно полистать историю европейской цивилизации и становления феминизма, чтобы понять, сколько веков ушло на претворение либеральных постулатов в жизнь и на появление первых суфражистских движений. И это просвещенная Европа: даже от суфражисток до нынешнего дня минуло более столетия. А теперь взгляните на историю ислама, насчитывающую полторы тысячи лет. Со временем феминизм наберет обороты и арабском мире, просто мы затрагиваем настолько фундаментальный пласт бытия, что самый ценный ресурс и помощник в деле женской эмансипации ― время. И пожалуй, не стоит лепить из феминисток «совесть нации», как из интеллигентов когда-то.