Алексей Вечерний
ноябрь 2018.
2004

Находится ли сегодняшнее искусство в стагнации?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться

Сама идея стагнации подразумевает идею прогресса, движение от худшего к лучшему. Идея прогресса подразумевает реальность лучшего и худшего. Это в свою очередь подразумевает некую ценностную систему и реальность этой ценностной системы. В данном случае эстетической. Это в свою очередь подразумевает существование объективных критериев – вне зависимости от того, можем мы их определить, или нет.

Иными словами, вопрос начинает неизбежно упираться в единую теорию эстетики, которой у нас нет, и наверное никогда не будет. Единственный прогресс в этом деле наблюдался в работах вроде "Real Spaces" Саммерса, то есть толстенных структуралистских томах, которые можно писать всю жизнь, поскольку объём материала просто тупо огромен. И это не говоря о том, что "единая теория эстетики" может быть вообще чисто европейским мифом (как утверждал, например, Элкинс), то есть можно потратить несказанные усилия на протаптывание теории, но так и не выбраться за пределы евроцентричного восприятия. 

Так что если подходить к вопросу с корректными дефинициями, то "стагнация" как термин не обязательно имеет какой-то смысл. 

Посему вместо того, чтобы спрашивать о стагнации или прогрессе, можно просто спросить, что вообще происходит. А происходит до хрена чего.

Сегодняшнее искусство работает со вполне актуальными темами: подъем правой идеологии в западных странах, массовые миграции, переосмысление истории и экологический пессимизм. Спектр возможного при этом работает в диапазоне от достатоно консервативных выставок в галерейном пространстве, как инсталляции Мурийо в Цвирнере, до крайне антикоммерческих решений как Documenta 14 или международный проект Dark Ecology, проходивший на русско-норвежской границе.

Всё это попутно основывается на развитии современной философии – спекулятивном реализме, объектно-ориентированной онтологии и других близких течениях. Иными словами, это интерес к предмету в обход наблюдателя, деприоризация человеческого – что в свою очередь подразумевает и большую мультидиспицлинарность. К примеру, художники, занимающиеся темой ландшафта, сейчас не замыкаются ни в эстетической теории, как в середине века, ни в условно-марксистском анализе, как это было в 80-х, а включают аспекты ландшафтной истории и артификации – дисциплин, которых полвека тому назад вообще не существовало.

Наконец, на уровне сугубо инфраструктурном – думаю, достаточно того факта, что около 10% всех существующих в мире частных музеев было открыто за последние десять лет. Коммерциализация, начавшаяся в 1960-х, подвергается сейчас большей критике, чем когда-либо, что может постепенно привести и к регуляции рынка на государственном уровне, и к большей публичности частных коллекций.

Это не значит, что у нас всё в шоколаде – но всё довольно неплохо. Кризис поиска новых форм постепенно выходит из штопора. Кризис выставочных пространств по-прежнему требует работы, но он в принципе проще.

Это не обязательно "прогресс", поскольку см. выше, слово "прогресс" может вообще ничего не значить. Но это точно не стагнация, ни в каком значении этого слова.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
20
-4

Коммерциализация рынка....странное выражение.

0
Ответить

Исправил, спасибо. )

0
Ответить
Прокомментировать

Смотря что считать искусством. С развитием компьютерной техники и графических программ появилось огромное количество digital-художников, о которых мало кто знает, но это ничуть не умаляет их значимости в развитии нового цифрового направления в искусстве. Они точно также работают с цветом, формой и композицией, как и их традиционные коллеги, да и часто имитируют мазки кисти в своих работах.

Также сейчас нашли новую жизнь каллиграфия и, как смежное направление, леттеринг. Огромное количество стилей возродилось в этих направлениях. В каллиграфии это, например, русская вязь и готическое письмо. Большой выбор ширококонечных перьевых ручек, различных кистей и маркеров, самодельных инструментов, красок и чернил позволяет искать новые решения и имитировать старые стили.

Фотография, в свою очередь, сделала большой скачок вперед. Вы ведь слышали, что сейчас -каждый фотограф? Отсюда и процент действительно способных авторов довольно высокий. Во многих направлениях - пейзажной, портретной, автомобильной фотографии, - множество стилевых, технических, творческих изменений.

Музыка, кинематограф, архитектура, дизайн вещей и одежды тоже не простаивают. Думаю, вы сами видите здесь прогресс за последние пару десятилетий. При застое общество обращается к предыдущим поколениям, другим культурам, пытается заглянуть в будущее или упростить сложное. Так что стагнации в искусстве как таковой в мирное время быть не может.

2
-1

"Музыка, кинематограф, архитектура, дизайн вещей и одежды... думаю, вы сами видите здесь прогресс"

Я не вижу. Что 30 лет назад пели "реп", что сейчас этот "реп" поют. Аналогично с кинематогрофом, который снимает сиквелы, приквелы и прочие отсылки к n-лет назад. Одежда так за 30 лет и не сильно то поменялась. А архитектура вообще утратила свой особый стиль, сейчас лепят как попало и что попало (по крайней мере у нас в рашке; хз как там в Европах).

+1
Ответить

"Реп" в любом случае останется "рэпом", иначе он выльется в отдельное направление с другим названием. Но нынешние возможности звукозаписи и звукообработки дают гораздо больше, чем 30 лет назад. И это также является простором для творчества, не смотря на то, нравится ли вам это или нет. Более того, сейчас "рэп" это не просто слова со смыслом, важное значение также уделяется и музыкальной составляющей. За этой время один только Эминем привнес в культуру огромные изменения.

Кинематограф спрогрессировал в визуальном плане. Это же имеет отношение к искусству? Реализм кинофильмов ставит перед съемочной командой новые задачи, которые необходимо решать, а старые методы здесь уже не подходят. Актеры стараются выглядеть, не как манекены, а как простые живые люди. Операторы снимают совсем по-другому, нежели 30 лет назад. Новые планы, ракурсы, движения камеры.

На счет архитектуры ещё можно согласиться. Дизайн же одежды явно выдаст человека из 90-х на улице, не потому что она будет физически старой, а потому что общий стиль сейчас другой. Да, пускай джинсы остались, но как выглядят пуховики, брюки, кроссовки сейчас?

0
Ответить

Вы написали общие косметические изменения. В музыке, например, это не такие изменения, как, например, после песен начала 20 века появился джаз, потом рок-н-ролл, потом электронная музыка, потом "новая волна" и следствие - современная попса, рок и рэп. Вот это я бы назвал настоящим развитием музыкального искусства, а не так, чтоб там за 30 лет звукозапись немного поменялось и теперь там звук более чистый и звуки немного другие. 

В одежде аналогично, когда из больших платьев и народной одежды начала 20 века, перешли к элегантному стилю 20х-40х годов, потом перешли в казуальную одежду 50х-70х, а потом "омолодежили" ее в 80х-90х. Сейчас некоторые "метросексуалы и хипстеры" пытаются одеваться аналогично 40-50х годам, но это отсылка к прошлому, а не что-то  принципиально новое. Косметически что-то меняется, но в целом, как в 80ых носили джинсы и кожаную куртку в осенний период, так и сейчас это же могут носить.

0
Ответить

От части согласен, но именно косметические изменения и приводят к появлению чего-то принципиально нового. Новое не возникает ниоткуда. И сложно отследить эти самые новшества, находясь непосредственно в их контексте. Сейчас трудно говорить о каких-то глобальных изменениях в искусстве. Это можно будет сделать только по прошествии какого-то времени, как бы взглянув со стороны. Но это точно не стагнация в искусстве.

0
Ответить

Сейчас трудно говорить о каких-то глобальных изменениях в искусстве.

Искусствоведы говорят, вообще-то. Но для этого их надо читать.

+1
Ответить
Ещё 5 комментариев

Ответ о поп-культуре и народном творчестве. "Искусствоведение" подразумевает достаточно узкую сферу – актуальное искусство, галереи, рынок, теорию, Документу, Венецианское биеннале, вот это все.

0
Ответить

Глеб, это да, но ведь актуальное искусство должно в итоге перевариваться в поп-культуру, как-то, искажаясь, давать выхлоп, пусть выхолощенный, гротескный, упрощенный. Когда я вижу футболку Ramones я понимаю, что за ней стоит панк-культура, а панк-культура, как контр-культура, должна подразумевать и мейн-стримовую культуру, с которой она конфликтует. По отсутствию реакции разве нельзя судить об отсутствии революции?

Совриск, несмотря на заметные усилия, все больше превращается в черную дыру, куда можно войти, но откуда ничего нельзя вынести. Мне кажется, идет определенная специализация - поп бесконечно переваривает свою отрыжку еще 90-х годов выпуска, совриск - свое, точек соприкосновения все меньше. Даже пресловутые фильтры в стиле Уорхола - камон, им уже сто лет в обед. Группе Рамонс 40+ лет. Это как в 90-х носить Элвиса. Что нового?

Мне кажется (может и от необразованности, буду рад ошибиться), цивилизация действительно вышла на некое плато, так как жизнь достигла в общем такого уровня комфорта для всех, что конфликт стал дорогим и ненужным удовольствием. Нет конфликта - нет решений - нет развития. :(

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

актуальное искусство должно в итоге перевариваться в поп-культуру

Во-первых, не должно – это как говорить, что птицы должны петь. Певчие поют, страусу похер. Широкому спектру актуального искусства диффузия не требуется, поскольку оно работает на нюансах. То, что доходит до поп-культуры, доходит путем посредников, одним из которых является контркультура. Пример, раз уж мы пошли по музыке: расшибание гитары на концертах как прямая ссылка на Auto-Destruction Art 1960-х. Самому ADA проникать в поп-культуру нахрен не надо, а большинство слушателей на концертах понятия не имеют, на что это отсылка. И как бы не обязательно.

По отсутствию реакции разве нельзя судить об отсутствии революции? 

Эта идея подразумевает стабильную природу контркультуры. У контркультуры нет и не должно быть стабильной природы. В 2018-м году ожидать от контркультуры иметь форму 1960-х так же бессмысленно как и форму 1860-х. Современные контркультуры это альт-райт, новые левые и ЛГБТ, и им на футболки Ramones в равной степени похрен, поскольку они другие проблемы решают.

Совриск, несмотря на заметные усилия, все больше превращается в черную дыру, куда можно войти, но откуда ничего нельзя вынести.

Оценочное суждение без аргументации. Почему нельзя? Что мешает? При чем тут совриск? Весь совриск в принципе, на всей планете? Не прут ни финская живопись, ни японская фотография? Можно какие-нибудь фамилии, выставки, какую-то конкретику, не?

Даже пресловутые фильтры в стиле Уорхола

Вопрос к тем, кто эти фильтры использует – но вообще быть культурным фильтром в пределах нескольких поколений это обычное дело. 

Нет конфликта - нет решений - нет развития

Потому что гегелянская диалектика является prima facie истиной, и доказывать это не обязательно.

0
Ответить

Оценочное суждение без аргументации. Можно какие-нибудь фамилии, выставки, какую-то конкретику, не?

— Ну блин. Конечно заявления мои спекулятивные, я вообще не полемизирую, а делюсь ощущениями. Рад, что ошибаюсь.

Ладно, в общем. :/

0
Ответить

я тоже не вижу прогресса, в моде ретро, не знаю, хорошо ли это, прошлое тоже надо помнить, но по-моему налицо недостаток новых идей. искусство стало более демократичным, каждый может творить и постить, по это тоже не прогресс в плане идей. всего стало больше, но это ресайклинг. но и это не значит что нужно срочно изобрести что-то новое никогда не виданное. может это когда-нибудь произойдёт, и может мы не воспримем это с восторгом. может быть это не так уж и плохо потоптаться на месте, попережёвывать всё что было, может мы устали от нового и хотим просто спокойно переварить то что есть. такой период. сиеста может.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью