1781
4
1
8 октября
16:06
октябрь
2015

1) Для совсем новичков, но желающих начать действительно разобраться в вопросе: обязательны к прочтению книги и статьи композитора и дирижера Леонарда Бернстайна, в русском издании они собраны в книгу "Музыка всем". Бернстайн, долгие годы проводивший уникальные телепередачи о классике на центральном телевидении США просто и увлекательно рассказывает от самых разных вещах: о роботе дирижера и оркестра, о структуре симфонических циклов и о лейтмотивах, о истории джаза, мюзикле, Моцарте, фольклоре и т.д. Отечественный вариант познавательных статей о музыке: работы советского искусствоведа, близкого друга Д. Шостаковича И.И. Соллертинского

2) Другой пласт литературы для начинающих: биографии композиторов, которые зачастую способны своим нарративом пробудить интерес реципиента к собственно музыке. К примеру "Возвышенное и земное" (биография Моцарта), Д. Вейса, биографии из серии ЖЗЛ Верди, Бетховена и Чайковского и т.д. В плане литературы это как правило газетное чтиво, но частенько пригождается для привлечения паствы в филармонии и оперные залы.

3) для людей, любящих литературу и музыку, есть целый пласт классических книг, обязательных к прочтению для более полного осознания истории классической музыки а именно: Томас Манн, "Доктор Фаустус" (роман перекликается с биографией Арнольда Шенберга), Герман Гессе, всем известные "Степной волк" и "Игра в бисер", романы Милана Кундеры (их всего 7 или 8) ни в одном не обходится без классической музыки, особый упор сделать на развернутое эссе "Нарушенные завещания" - удивительную компиляцию истории романа и музыки где перемешаны Рабле и средневековые хоралы, Достоевский и Чайковский, Кафка и Стравинский.

P.S. ну а вообще как сказал Д.Д. Шостакович: "Чтобы любить музыку надо ее слушать!"

7
1
октябрь
2015

Алекс Росс — "Дальше – шум. Слушая XX век" и Ольга Манулкина — "От Айвза до Адамса: американская музыка XX века"

Эти две книги взаимодополняют друг друга. Ещё и десяти лет не прошло с момента их выхода, но уже возникло ощущение, что они были всегда. Поскольку практически моментально стали классикой и обязательным чтением для каждого меломана. Обе книги простым и доступным языком (но при этом основательно, авторитетно, всеобъемлюще и без лишнего популизма) рассказывают, чем особенно характерен XX век, чем он принципиально отличается от предшествующей истории музыки, какие ключевые изменения и сдвиги произошли в сознании авторов и слушателей, и какие новаторы способствовали этим трансформациям.

Дмитрий Бавильский — "До востребования: Беседы с современными композиторами"

Книга была издана в прошлом году и по-своему уникальна. Она представляет собой сборник интервью с 16-ю современными российскими композиторами (sic!). Книга будет полезна в двух отношениях – и по этому же принципу разделена автором на две части. Во-первых, она по-новому переосмысляет классическое наследие, от Баха до Шёнберга и Шостаковича, – в современном контексте и глазами музыкантов-преемников, проживающих и чувствующих его через призму собственного творчества, в отличие от отстраненного взгляда критиков. Во-вторых, рассказывает о том, что происходит здесь и сейчас – творчестве самих интервьюируемых композиторов, и позволяет убедиться, что классическая, или академическая, музыка далеко не мертвое искусство и продолжает своё развитие. При этом, удивительным образом, книга читается на одном дыхании, как увлекательнейший приключенческий роман.

В качестве дополнительного чтения и для более глубокого знакомства с творчеством композиторов, во многом повлиявших на музыкальный ландшафт прошлого века, также рекомендуются книги, вышедшие с разницей в год и приуроченные к празднованиям столетних юбилеев Джона Кейджа и Бенджамина Бриттена. “Тишина. Лекции и статьи” – наиболее полный на сегодняшний день (а на русском языке – единственный) сборник манифестов и размышлений Джона Кейджа о современной музыке, коллегах по “цеху” и искусстве в целом. “Бриттен” Дэвида Мэтьюза – впервые изданная на русском языке биография одного из самых ярких английских композиторов XX века. Эта книга позволяет лучше понять и узнать не только творческие искания, мотивы и развитие самого Бриттена, но и те важные события, которые происходили в культурной и политической жизни Британии, США, Советского Союза – и определенным образом влияли на музыку, помогали или мешали творчеству. Особую ценность представляют также включенные в книгу дневники Питера Пирса – постоянного спутника и музы композитора, – и переписка Бриттена с Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской, Дмитрием Шостаковичем, Святославом Рихтером и др.

4
0
декабрь
2015

Ещё, если вас заинтересует, то можно обратиться к книгам о выдающихся исполнителях, крупнейших музыкантов. Например:

а) Вера Прохорова - "Четыре друга на фоне столетия". О большой дружбе чуть ли не на протяжении всей долгой её жизни с великим пианистом Святославом Теофиловичем Рихтером, а также о близком знакомстве с Густавом Нейгаузом, Ниной Дорлиак (женой Рихтера), Борисом Пастернаком, Робертом Фальком, о соседстве Прохоровой с вдовой писателя Булгакова, и много чего интересного. У Прохоровой была очень большая, насыщенная событиями (и хорошими, и трагическими) жизнь.

б) Анатолий Кузнецов - "Вспоминая Юдину". Собрание воспоминаний учеников, родственников, близких друзей, известных музыкантов, почитателей её искусства. Часто будет тяжело читать, но безумно интересно. И обязательно послушайте её записи! Репертуар её огромен и уже поражает: Бах, Брамс, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Мусоргский, Бородин, Рахманинов, Хиндемит, Берг, Шимановский и многие другие.

в) Артур Шнабель - автобиография "Ты не когда не будешь пианистом". Выдающийся австрийский пианист начала XX века, кстати любимый пианист Гленна Гульда. Там очень прекрасное вступление, а во второй половине книги Шнабель отвечает на вопросы студентов на конференции.

г) Бруно Монсенжон - "Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик". Книга очень известного в мире классической музыки режиссёра-документалиста, снявшего такие картины о великих музыкантах (рекомендую), как "Рихтер непокорённый", "Отрешение" (опять же о Гульде), "Искусство скрипки", "Искусство фортепиано", фильмы о великом французском педагоге Наде Буландже, о легендарном немецком оперном певце, неповторимом баритоне Дитрихе Фишер-Дискау, о скрипаче Иегуди Менухине, и пр.

Послушайте Глена Гульда! Ваше представление о музыке перевернётся!

д) Карл Флеш - "Воспоминания скрипача". Австро-немецкий педагог, учениками которого были Ида Гендель, Жинет Невё, Генрик Шеринг, Иври Гитлис. Это потрясающе, что теперь, благодаря Флешу, мы можем узнать как играли, как жили гении скрипичного исполнительства начала XX века - Пабло Сарасате, Эжен Изаи, Фриц Крейслер, Жак Тибо, Жинет Невё и др. - очень конструктивная критика мастерства, интересные факты о развитии карьеры музыкантов, истории его личного знакомства с ними. Ну и конечно же, сама жизнь Карла Флеша, его творческий путь.

е) Пабло Казальс - "Радости и печали". История долгой и насыщенной событиями жизни великого испанского виолончелиста, блестящий творческий путь маэстро.

ж) Письма Дмитрия Шостаковича. Без комментариев.

з) Ираклий Андронников - "К музыке". Потрясающе. Особое внимание в книге уделяется Ивану Ивановичу Соллертинскому - это легендарная личность, блестящий музыкальный и театральный критик советского времени, имел феноменальную память и великолепное чувство юмора.

и) Борис Кац "Времена — люди — музыка: Документальные повести о музыке и музыкантах". О взаимоотношениях И.С. Баха и его сыновей, а также о взаимотношениях Леопольда и Вольфганга Амадея Моцарта. Читается на одном дыхании.

Приятного прочтения!

1
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта