Почему прекратилось развитие сверхзвуковой гражданской авиации? Есть ли у неё будущее?

353
2
1
8 октября
15:37
октябрь
2015

Потому что экономически невыгодно. Возможно , при прогрессе технологий либо уменьшения цены на топливо.

После преодолении звукового барьера лобовое сопротивление растет намного быстрее , чем росло до этой планки. А значит и резко увеличивается расход топлива. Ну и кроме того сам тип двигателя , годный для полетов на сверхзвуке , дороже в эксплуатации ,сложнее. И к самому самолету со всеми его системами требования куда выше , а значит они намного дороже "напряжнее" в эксплуатации. Все это ведет к увеличению цены на билет , и в результате такой билет могут себе позволить очень немногие. Потому и самолеты такие не могут стать массовыми чтоб хоть за счет массовости удешевить производство и сами полеты. Мало того , цена на билет получается настолько дорога что трудновато стает продать достаточно билетов чтоб хотябы окупить сам полет. С развитием технологий возможно когда - нибудь ситуация изменится и к этой идее вернутся , но сомневаюсь что это будет скоро , потому что тот же рост технологий будет увеличивать и эффективность "обычных" самолетов летающих на около 900км/ч

15
0
октябрь
2015

Суперсоники (так на сленге в свое время назывались гражданские сверхзвуковые воздушные суда), такие как советский Ту-144, европейский Конкорд и американский Боинг 2707 (так и не увидел свет), создавались во времена самого разгара Холодной войны. Фактически - все три проекта (Конкорд, Ту-144, Б-2707) создавались не с функциональной задачей, а с политической - дабы показать на международной арене "кто здесь бацька". Забавно, что США вступило в гонку за гражданский сверхзвук позднее всех - ходят слухи, что Кеннеди (по чьему приказу стали разрабатывать проекты гражданских сверхзвуковых в США) был в ярости, узнав, что европейцы и советы уже давно работают над своими проектами, а штаты - ни сном ни духом.

Примечательно, что именно в США первыми осознали бесперспективность проекта - потому и свернули работы по Boeing 2707. Суть в том, что перед конструкторами стояла задача не только и не столько перевозить пассажиров на сверхзвуковых скоростях, сколько обеспечить комфорт и безопасность людей в условиях крайне высокого лобового сопротивления и избыточного нагрева внешних поверхностей самолета. Добавить сюда неимоверную прожорливость двигателей, ввиду большого веса самолетов - и на выходе мы получаем вполне разумные причины отказа от использования суперсоников (т.е. Ту-144 и Конкорда). Во-первых - это крайне высокая стоимость проектирования (тот же Конкорд как проект так и не вышел в плюс), которая не может не повлиять на стоимость одного самолета (из-за огромных затрат авиакомпании Европы не смогли бы закупать Конкорды по их рыночной стоимости или хотя бы себестоимости, поэтому все Конкорды раздавали по факту бесплатно - по символическим ценам в 1 франк, или 1 фунт - у кого в стране как). Во-вторых - неэкономичность двигателей и огромная стоимость эксплуатации при сырости и ненадежности самого по себе направления гражданского сверхзвукового самолетостроения.

В-третьих - после снятия с эксплуатации Ту-144 Конкорд (создававшийся как политический и дипломатический ход) был попросту не нужен. А последняя катастрофа с Конкордом (загоревшимся прямо во время взлета из-за повреждения топливных баков обломком DC-10) и вовсе отбила всякую тягу к этому типу самолетов даже у пассажиров.

P.S. Изначально Ту-144 проектировался, чтобы летать от Москвы до Владивостока или Хабаровска. Но на практике Ту-144 при всех своих доработках мог долететь от Москвы максимум до Алма-Аты.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта