Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что будет, если сделать художественное фото с горящей Библией в условиях современной России и как избежать тюрьмы за это? Поможет ли дисклеймер под фото?

ЮриспруденцияРоссия+3
Сергей Андерсон
  · 1,1 K
Автор Телеграм-канала "Кот-юрист". Эксперт по защите прав потребителей, кредитам...  · 26 окт 2018  · kotjurist.com

В современной России никакие дисклеймеры не помогут. Тема оскорбления чувств верующих сейчас явно не очень хорошо подходит для каких бы то ни было экспериментов. К сожалению, это касается и творчества. Самый яркий пример - дело Pussy Riot. По сути то, что они делали - это акционизм, форма современного искусства. Как видим, это нисколько не помешало вынесению обвинительного приговора. Конечно, девушек судили по другой статье - о хулиганстве (ч.2 ст.213 УК РФ). Но их дело стало причиной появления в России отдельной статьи об оскорблении чувств верующих.

С одной стороны, у нас есть статьи 29 и 44 Конституции РФ, декларирующие свободу слова и творчества. С другой стороны, в статье 55 предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом. Таким ограничением является статья 148 УК РФ. По части 1 этой статьи:

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

На примере резонансных дел по этой статье видно, как легко находятся потерпевшие, чьи религиозные чувства были оскорблены, как составляются нелепые экспертные заключения, которые без проблем ложатся в основу обвинительного приговора. Так что любому творческому человеку в современной России нужно делать для себя непростой выбор - ограничивать самому себя во имя собственной же безопасности или же идти до конца, осознавая риск привлечения к уголовной ответственности.