Winonna Adder
октябрь 2018.
797

В чём выражаются предпосылки капиталистической формации? В какой исторический момент капитализм начал приобретать свои черты и в какой стране он возник впервые?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Неверно называть сложившуюся во второй половине XVII в. экономическую и общественно-политическую систему капитализмом. Это была – и есть - рыночная система, в которой капитал (средства производства) является только ее частью. Но в капитале нет смысла без потребителей. Капитал функционален только пока есть потребители, чьи вкусы, запросы и капризы определяют направления его приложения. Не капитал решает, что и как ему делать, а потребитель. В потребителе, в увеличении его численности и повышении его покупательной способности и был смысл новой системы.

Элементы рыночной экономики – денежный капитал, торговля, свободные горожане в качестве производителей (ремесленников) и потребителей – существовали исстари, но с Великими географическими открытиями на рубеже XV и XVI вв., положившими начало Новому времени, все эти факторы пришли в динамичное взаимодействие – вырос объем торговли, появились новые товары и продукты, увеличилось количество свободных рук. У торговцев и горожан появились сбережения, которые они направляли в строительство новых кораблей (а это производство древесины, пеньки для канатов, парусины, гвоздей из металла), в производство других необходимых товаров, в увеличение закупок новых продовольственных продуктов для потребления – картофеля, табака, кукурузы, сахара, рыбы, специй, получаемых с новых территорий. Строились склады, формировалась, как сейчас бы сказали, логистика продаж.

Потребность в свободных руках возрастала. Становившиеся свободными новые граждане превращались в новых потребителей. Эти люди могли появиться только из деревни, им необходимо было перемещаться в города, селиться в новых домах. Эти дома необходимо было отапливать – наращивалась добыча угля. Для производства металла - добыча руды.

Увеличивалась потребность в тканях для одежды, в мебели, в столовой утвари. Из бывших крестьян, а также торговцев и ремесленников постепенно создавался «средний» класс. Они сами формировали материальную основу своего существования – экономику. Аристократия имела доходы и питалась с собственных поместий и не занималась проблемами нарастающего среднего класса, который был предоставлен самому себе.

Нужно было еще больше свободных рук, но их не хватало, крестьяне в деревне были прикреплены к земле, а аристократия и королевский двор чудачили – устраивали войны, развлечения, ради чего увеличивали налоги. Все это приводило к росту недовольства среднего класса, торговцев, владельцев капитала сложившимся государственным порядком, назревали перемены.

Они начались в Англии, где появились идеи равенства всех перед законом в силу естественного права индивидов, защиты частной собственности и свободы предпринимательства, верховенства закона. Ограничение абсолютизма сопровождалось передачей основного объема государственной власти в руки общества и его представителей. Нежелание платить налоги без участия в государственных делах привело к Американской революции. Рост налогов спровоцировал вскоре и Французскую революцию. Из Англии в Америку и затем по всей Европе в конце XVIII и начале XIX в. распространились политические и экономические идеи либерализма, которые параллельно рынку выстраивали и новую структуру власти.

Ограничение прав институциональной церкви вследствие возникновения протестантизма привел к росту индивидуализма, расширению духовной и интеллектуальной свободы человека, созданию, в частности, условий для научных исследований.

Защита частной собственности, в т.ч. интеллектуальной, наравне с развитием научно-технической мысли привели к появлению парового двигателя и многих других инженерных устройств, которые автоматизировали производство и привели к росту производительности труда.

Крестьян переманивали в город более высокие доходы, нормальное жилье (многоквартирные дома вместо землянок), более цивильный образ жизни, возможность образования для детей и качественное медицинское обслуживание. Взрывообразно увеличивалась рождаемость, выросла продолжительность жизни. Новые потребители – значит, рост производства. Многие накапливали деньги и получали возможность открывать собственное дело.

Вот примерно так возник и начал функционировать великий рыночный механизм, который с тех пор только увеличивает свои обороты, создавая новые товары и услуги.

Рынок трансформировал условия жизни, сделал ее достойной человека, повел борьбу с бедностью. В настоящее время среднестатистический человек живет в разы лучше, более обеспеченно и дольше аристократии начала Нового времени.

До появления полнокровного рынка основу материального существования составляло политическое правление узкого меньшинства, обогащавшегося за счет грабежа, привилегий и использования рабской силы. Рынок вывел на авансцену истории всю массу населения, индивидов, сделав их равноправными гражданами и своими выгодоприобретателями.

В течение XIX в. мировая экономика начала бурно расти, а в XX в. она многократно увеличилась. С 1820 по 1900 численность населения Земли выросла с 1 до 1,5 млрд.чел., совокупный мировой ВВП к 1900 составлял $1 млрд.

А столетие спустя население Земли выросло в 5 раз до 7,4 млрд.чел, а ВВП – в 70.000 раз, достигнув порядка $70 трлн. Столь стремительный и значительный рост всеобщего благосостояния стал возможен благодаря рыночной системе.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-2

Спасибо за развернутый ответ!

+4
Ответить
Прокомментировать

«Протестантская этика и дух капитализма» — произведение немецкого социолога и экономиста Макса Вебера. Основная идея работы заключается в анализе воздействия религии на капиталистическое устройство общества.

В начале книги Вебер  замечает, что статистически в Германии держателями капитала являются преимущественно протестанты. Далее, обращаясь к 16веку, он замечает, что Реформацию приняли исключительно богатые и экономически развитые регионы Империи. Хотя впоследствии капитализм распространился и на католические страны, я думаю, что скорее всего здесь послужило то, что католикам нужно было конкурировать и видоизменяться, вносить свои поправки в своё учение и т.д.. Однако главное то, что Вебер обращает внимание на союз протестантизма и буржуазии. Причина этого, по мнению ученого, заключена в особом мировоззрении, которое способствует большему «экономическому рационализму» протестантов, тогда как католики были скорее «отчуждены от мира» и равнодушны к земным благам (по крайней мере в декларируемых учениях.)

4
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью