Амина ...
октябрь 2018.
103

В чём смысл появления картин Питера Брейгеля «Охотники на снегу»и «Давид с головой Голиафа» Карваджо в фильме Ларса фон Триера«Меланхолия»?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Вот вам несколько притянутая (но возможно, лучше других соответствующая фильму Триера и его героине) интерпретация картины Брейгеля: это картина о катастрофе.

Вдали — деревенские дома, замёрзшая речка, маленькие люди, которые таскают хворост, катаются по льду на коньках и играют в кёрлинг. Милые чёрные фигурки хорошо смотрятся на светлом фоне. Они говорят о единстве людей и о почти безмятежной деревенской идиллии.

На переднем плане — охотники, возвращающиеся с охоты. У них тощие собаки и понурый вид. Охота явно не удалась: из всей добычи — одна лиса, одиноко висящая за спиной у одного из мужчин. (Чуть левее семья растапливает костёр мебелью.) Мужчины, ссутулившись, устало шагают по глубокому снегу. Эта сценка говорит нам о том, что деревню ждёт голод.

Итак, об этом знают охотники на переднем плане, об этом знаем и мы, зрители. Об этом пока не догадываются те люди, что там, вдалеке, катаются на льду.

Примерно такую же композицию организует Триер в "Меланхолии". Грядёт конец света — и об этом знает зритель, которому показали апокалипсис в прологе фильма, об этом догадывается Жюстин-меланхолик (Кирстен Данст). Об этом не догадываются другие герои, празднующие свадьбу — разница с Брейгелем лишь в том, что Триер собирается проследить за всеми до самого конца.

Эта катастрофическая тема "Охотников на снегу", по-моему, ясно выпячена в прологе, где картина сгорает вместе со всем остальным.

Не настаиваю, что именно так надо смотреть на Брейгеля, но уверен, что именно так эту картину видит Жюстин. Собственно, второй раз "Охотники" появляются в фильме через 40 минут, когда Жюстин сбрасывает с полки альбомы с абстракциями (Малевич, Кандинский, кто-то ещё, кажется), а вместо них, как манифест, ставит книжки с:

- "Охотниками на снегу" Брейгеля

- "Давидом с головой Голиафа" Караваджо

- "Офелией" Милле

- "Плачущим оленем" Карла Фредрика Хилла

- "Негром, подвешенный живым за ребра на виселице" Уильяма Блейка

- "Страной лентяев" Брейгеля же.

Если постараться, по отдельности все эти картины можно более-менее увязать с героиней Триера. Скажем, картина Милле напрямую цитируется в фильме, да и параллели между Жюстин и шекспировской Офелией тоже очевидны: обе невесты, обе сходят с ума, а может, наоборот, просто поняли больше других. "Страна лентяев" — довольно злая сатира, изображающая обожравшихся бессильных людей (вспомните, что фильм начинается с роскошного застолья). Давид у Караваджо меланхолически смотрит на застывшую в ужасе голову Голиафа, ещё не верящего в собственную смертность. Олень у Карла Фредрика Хилла смотрит на небо и воет. Все они, в отличие от Малевича, так или иначе резонируют с её меланхолией.

Но мне кажется, более важно то, что все эти картины относятся к домодернистскому периоду, все написаны до XX века, пока в искусстве, по Триеру, ещё не воцарились брезгливо сметённые Жюстин сухие формалистские штудии. И картины, и их авторы, как-то связаны с безумием, иррациональностью, мистикой, жестокостью, двойственностью — всем, что эпоха Просвещения старательно заметала под коврик несколько веков.

Картины, иначе говоря, означают борьбу Триера с XXI веком, с его буржуазной рациональностью, чинностью, политкорректностью, нормализацией психики, одомашненным авангардом на дорогих книжных полках. Первый залп был дан в "Антихристе", где любитель психоанализа получал поленом по яйцам, а лисичка объявляла, что миром правит хаос. Потом пошли "Меланхолия", выстроенная вокруг де Сада "Нимфоманка" и "Дом, который построил Джек" с финалом в дантовском аду — и все они так или иначе вооружаются до- и внепросвещенческой культурой (средневековье, романтизм и др.), пытаясь растормошить зрителя. Насколько удачно они это делают — другой вопрос.

9
0
Прокомментировать
Ответить