Дмитрий Романов
октябрь 2018.
3379

Системно-векторная психология – лженаука?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
6 ответов
Поделиться

Если мы говорим о научности, либо НЕнаучности какого-либо знания, нужно обратить внимание на несколько критериев, определяющих научность какой либо дисциплины и/или методики:

1.Наблюдаемость

2.Прогнозируемость

3.Практическая польза

Наблюдаемость: если мы можем зафиксировать наши наблюдения и точно определить их причину на разных уровнях сложности (человек, пара, группа и общество), знание проходит критерий наблюдаемости.

Пример: явление воровства и законопослушности. В системно векторной психологии эти явления раскрываются через понятие "кожный вектор". Вектор - это набор желаний и свойств психики, который определяет чувства, мысли и действия отдельно взятого человека, группы людей и даже целого государства. И в каждом векторе есть диапазон развития. От недоразвитости, когда человек с кожным вектором добывает ресурсы вне рамок запретов и ограничений до максимального уровня развития, когда человек с кожным вектором сам же и создаёт рациональные запреты и ограничения в форме законов. 

Мы можем пронаблюдать параметр развития кожного вектора на уровне отдельного человека: один ворует, а другой судит вора. На уровне парных отношений: один скуп и жаден по отношению к своей семье, а другой рационально экономен в вопросах семейного бюджета. На уровне менталитета: в одном государстве превалирует буква закона, а в другом государстве первичны иные регуляторы общественных отношений. Например страны запада, где закон воспринимается как то что защищает людей, в позитивном ключе и Россия, где закон воспринимается как то что ограничивает людей, в негативном ключе.

Прогнозируемость: если причинно следственные связи тех или иных явлений подтверждаются множеством различных эксперементов, знание проходит критерий прогнозируемости.

Пример: в системно векторной психологии есть параметр под названием "уровень реализации". Каждый человек, имея определенные уникальные свойства психики (вектора), может их реализовывать на благо общества и чувствовать удовлетворение и радость от жизни. Либо может не реализовывать эти свойства на благо общества, а лишь ограничиться реализацией своих желаний и свойств ради себя. При этом во втором сценарии человек не будет долгосрочно и стабильно чувствовать счастье, а будет лишь испытывать временное снятие напряжения от деструктивных действий в обществе.

Например есть люди с так называемым "зрительным вектором". В потенциале - это талантливые деятели искусства и волонтеры, несущие культуру, сострадание и сопереживание в массы.  Эти же люди со зрительным вектором, если не реализованы в обществе, несут в себе истерики, эпатаж и демонстративное поведение. Потому что эмоциональность - это ключевое свойство зрительного вектора. Понимая и наблюдая, что у человека есть этот вектор, мы можем спрогнозировать его дальнейшее поведение среди других людей. Если такой человек занят, например, в искусстве, волонтерской деятельности, помощи больным людям, он не будет демонстративным и скандальным. И наоборот. Если такой человек будет нереализован, либо недостаточно реализован в обществе, в его поведении будут проявляться склонности к скандалам, эпатажу, истерикам и другим эмоциональным расстройствам.

Практическая польза: если применение знаний приносит качественные позитивные изменения в жизни тех, кто этим знанием овладевает и применяет на практике, значит знание проходит критерий практической пользы.

На сайте по системно векторной психологии люди оставили более 23000 отзывов о своих результатах после получения этого знания и использования этого знания в реальной жизни. Все отзывы написаны под реальными именами, у каждого были свои проблемы и у каждого описаны положительные результаты, которые можно привести к некому общему, систематическому знаменателю.

Поэтому можно сделать вывод о том, что системно векторная психология подходит под критерий научного знания, и определение ЛЖЕнаука не корректно. Это очень объемное знание, представление о котором можно получить непосредственно на лекциях, от профессионала в области психоанализа и психиатрии и по статьям, написанным людьми, получившими эти знания. Среди них много практикующих педагогов, преподавателей, врачей, профессиональных психологов, юристов итд.

Только тогда можно более объективно давать оценку этому знанию. На отличиях между тем что даётся на лекциях, результатам людей и тем, что пишут сторонние наблюдатели не прошедшие курс по системно векторной психологии.

7
0
Прокомментировать

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к определению понятия науки. И надо сказать, что определений, согласно различным словарям и высказываниям ученых, около двухсот.  Одно из самых распространенных определений гласит: «Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим…» С уверенностью можно сказать, что Системно-векторная психология – это система знаний о мире в четырех его уровнях развития: неживом, растительном, животном, человеческом.

Рассмотрим теперь подробнее, какие требования позволяют отличать научные представления от ненаучных. К наиболее важным признакам научного знания относят следующие:

Системность, т.е. научные знания представляют собой не сумму разрозненных сведений. Системно-векторная психология опирается на психоанализ З. Фрейда, методику системы описания целостных объектов В. Ганзена и концепцию о восьми векторах. В графическом виде представлена матрицей Ганзена-Толкачева, а полный механизм функционирования восьмимерного человеческого психического дается на тренинге Юрия Бурлана.

Возможность логического доказательства, точность и однозначность -  в СВП разработан четкий понятийный и категориальный аппарат, правила употребления терминов, свойства разных векторов не смешиваются, не пересекаются друг с другом.

Воспроизводимость и проверяемость - стройная система объективных знаний непрерывно подвергается критическому анализу и проверке слушателями тренинга, верифицирована более чем 23 тысячами результатов.

Объективность, общезначимость и безличность, т.е. научных знаниях должна выражаться объективная истина. Теоретическое системное знание может быть применено к пониманию мотивов, поступков как любого человека, независимо от пола, возраста или национальности. Объясняет ход истории психического развития человечества.

Наличие методологии. Методы усвоения знания и исследовательской работы, даются на тренинге СВП, описаны в статьях и на форуме портала.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что в Системно-векторной психологии есть все специфические признаки научной деятельности.

5
-1
Прокомментировать

Так как, как я погляжу, в топике "психология" пасутся всякие недоучки, стоит немного подробнее прояснить некоторые вещи.

Что же является научным знанием? Во первых, научные понятия в рамках научной же теории операционализируемы- то есть, имеет чёткое определение, позволяющее отличить один термин от другого. Во вторых, благодаря этому, научные знания проверяемы, то есть поддаются исследованию с помощью эксперимента. В третьих, научное знание ограничено и теория не может объяснить все. Таким образом, психологическая концепция, обьясняющяя любое поведение человека через себя и имеющая размытые и неоперационализированые понятия - лженаучная. Вдобавок, утверждения свп не были верифицированы, являясь просто спекуляциями.

Ну, а чушь про то, что все психологические теории лженаучны - от безграмотности.

11
-7
Прокомментировать

Как и почти все современные течения в психологии. Вопрос в другом: помогает или нет? Я общался с клиническим психологом на эту тему. Она сказала, что там используется та же типология, что и в других более привычных направлениях психологии, просто озвучено более простым и понятным языком. Особенно для молодежи и домохозяек, которые так любят понятные самоидентификации. Если помогает, то и ладно, как по мне. Но серьезно: создай список направлений психологии и попробуй тыкнуть по нему так, чтобы попасть по научному направлению.

8
-8
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Отвечу, как специалист, успешно применяющий ее на практике.

1 - верное название, данное ее основателем В. Толкачевым, все-таки системно-векторный психоанализ. Он в своих трудах внятно объясняет, что корни у СВП лежат в трудах З. Фрейда, который в свое время очень точно предположил, что существуют определенные зоны повышенной чувствительности на теле человека, которые будут оказывать влияние на формирование его характера. Толкачев расширил и систематизировал это, привел к внятной теории личности, дав взаимодействиям системное обоснование.

2 - СВП очень хорошо описывает не только отдельного человека, но и взаимодействие людей в обществе, поэтому его легко применять в консультировании и психообразовательных программах. Поэтому у СВП немало последователей в практической психологии.

3 - В связи с трагической смертью В. Толкачева у СВП фактически не осталось твердой традиции, его ученики развивали СВП при жизни Толкачева. Немало путаницы и откровенного искажения привнес туда бвыший ученик Толкачева Ю. Бурлан, назвав себя чуть ли основоположником и открывателем СВП, что только помешало успешному внедрению СВП как части большой психологии, и ассимилированию его в практику.

В настоящее время СВП является стойкой, проверенной временем и практикой, веточкой психологии, несколько подзабытой в связи с вышеизложенным. В то же время, как часть психологии, системно-векторный психоанализ успешно применяется и понемногу развивается за счет его адептов.

1
-1

Фрейд. чтоб вы знали. во многом не прав!

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью