Аяз Умбатов
октябрь 2015.
345

Как писателю новичку получить премию по литературе? Реально ли это? что надо делать? Что делать потом? На что это влияет?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Писателю-новичку при первой мысли о литературной премии следует подойти к ближайшей стенке и биться об неё головой, приговаривая себе с наставительной интонацией: «Не выёживайся, не мни о себе чёрт знает чего, научись сперва что-то делать как следует, а потом уже заглядывайся на ордена с медалями!»

9

а как вы тогда оправдаете тех же многочисленных участников премии "Дебют" и прочих молодежных премий?

Многие даже из лонг-листеров канули в небытие.

0
Ответить

«Прочих молодёжных премий», о которых можно серьёзно разговаривать, было за всю новейшую историю русской литературы ровно две: почивший «Литературрентген» и ныне действующая Премия имени Драгомощенко. С ними с обеими всё в порядке: там старшие авторы (и не кто попало, а как следует отобранные) выдвигают на соискание премии тех молодых авторов, которые уже успели, несмотря на молодость, чем-то отличиться. А премия «Дебют», на которую шлют письма все желающие, — мероприятие вредное и бессмысленное (но менее бессмысленное, чем кажется со стороны, потому что значительная часть лауреатов и финалистов берутся не из этих писем, а по рекомендациям профессионалов). Однако вопрос тут не в том, что молодой человек сперва получает (или почти получает) премию, а потом пропадает с горизонта: тут у нас пример Артюра Рембо перед глазами, даже при выдающейся одарённости литературные занятия в любой момент могут уйти из жизни человека. Вопрос, наоборот, в том, что людей смолоду приучают работать ради сладкого пряника — это типичное растление малолетних.

0
Ответить

Спасибо за оказанное внимание. Но не налицо ли ангажированность? Премии, если я не ошибаюсь, существуют на деньги меценатов. Плюс, как вы сказали - "значительная часть лауреатов и финалистов берутся .... по рекомендациям профессионалов", "старшие авторы (и не кто попало, а как следует отобранные) выдвигают..." - это уже ангажированность,

А какова цель премии? Отметить кого-то по рекомендации того, кто сам по рекомендации и так далее? Не стоит ли на верху пирамиды один человек, который и решает, кому быть победителем?

А дети-то верят...

И если во "взрослых" премиях завязаны серьезные тиражи книг, продвижение, то какова цель молодежных?

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Что значит — «дети верят»? Дети верят, что раз они научились записывать слова в столбик, то им уже должны за это дать миллион рублей (ну, не должны, конечно, но вдруг всё-таки дадут?). Это плохие дети, тупые, и что именно им следует делать вместо отправки своих безграмотных каракулей на соискание литературной премии, — я ответил в самом начале.

Цель премии (любой) — отметить произведения, которые, с одной стороны, достаточно близки к представлениям специалистов, входящих в жюри, а с другой — на фоне этих представлений чем-то важным выделяются. Если автор хочет выделяться и отклоняться от этих представлений сильнее — это его право, но тогда его путь к успеху, возможно, будет пролегать не через премии. Молодёжная премия отличается от обычной только одним: она помогает молодому автору быстрее оказаться на равных со взрослыми авторами. Но если автор настроен на серьёзную работу, он без этого обойдётся.

Что до ангажированности, то это было бы проблемой, если бы премия была одна. Однако премий на самом деле много разных (хотя в России и не так много, как нужно и как в нормальных странах) — и те, у кого нет шансов в этой премии, могут иметь неплохие шансы в другой. А если тебя не берут ни в одну премию (ни в один журнал, ни в одно издательство, при всём их различии), то одно из двух: или ты совершенно бездарен и никому не нужен, или ты небывалый новатор, до которого все в равной мере не доросли. Как вы понимаете, первое бывает намного чаще второго.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить