В средневековье проявления сексуальности были под запретом, Возрождение наоборот превозносило ее, а позже снова выступали за целомудрие. Почему такие крайности?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я думаю, что само понятие "сексуальности" в сегодняшнем значении является слишком поздним изобретением - 18 века.

Тут вообще большой вопрос о временных рамках т.н. Средневековья и Возрождения. Оставим этот вопрос за скобками.

Средневековье вообще ничего не знало о сексуальности (в нашем понимании слова). А отношения полов и изображения (проявления) этих отношений никогда и не были под специальным запретом. Фольклор - так вообще пестрит "порнографическими" (на наш сегодняшний вкус) метафорами и аллюзиями.

"Взаимоотношения полов" не очень много "рисовали" в Средневековье - это правда (но рисовали!). Но ведь до 10-12 веков спектр изображаемых предметов вообще был крайне узок. Не "изображали" много чего. Не приходило в голову. Зачем это изображать, когда это ежедневный быт? Изображали - святое, чего в жизни не встретишь.

Насколько я понимаю, церковь всегда стремилась контролировать половую жизнь прихожан и никто не заблуждался относительно силы пола. "Сильна как смерть любовь" - это библейский текст. Кто ж его запретит?

Об этом говорилось на исповедях и т.д. Школы - монашеские - наверняка уделяли особое внимание именно взаимоотношению полов. Как жить, например, католическому священнику вне брака? - там наверняка есть целые талмуды по , так сказать, "техническому исполнению" целибата в католицизме.

Ровно так же - верно Вам написали - Возрождение не "возрождало" сексуальность. Там речь шла об открытии красоты мироздания в целом. Не только и не столько "отношений полов". Там повсюду - в живописи, в поэзии, в музыке, повсюду - идет фактически "обожествление" красоты и открытие платонизма (неоплатонизма).

То, что мы сегодня именуем сексуальностью, насколько я помню из чтения М.Фуко, определяется особым способом контроля за частной жизнью индивида со стороны новых (совершенно новых) институций. И - верно - они, эти новые институции, появляются после Возрождения. Почему они появляются, зачем, откуда? - это вопросы, конечно.

Когда английские мамаши проверяют, не занимается ли их дитя онанизмом, - то это порождение буржуазного общества, так сказать. (Я утрирую, естественно).

Как раз ваш вопрос - о возрождении сексуальности в эпоху Возрождения - он задан как раз из этой "нововременной" парадигмы.

Ровно так же вы нагружаете целомудрие слишком поздним звучанием (19-го - начала 20-го веков).

Христианская церковь не меняла на целомудрие своего официального взгляда. Это взгляд изложен, кажется, и не один раз, в Посланиях апостолов.

- Можешь хранить целомудрие? - храни. Не можешь - женись и не мучься.

Тут никаких изменений в политике не было, кажется.

Я перевираю М.Фуко (и очень упрощаю, да), но советую почитать его.

Непростое чтение, конечно, но стоит того.

3

Спасибо за ответ. Я читаю сейчас Фукса История нравов. Там говорится, что "Так как эпоха Возрождения основывалась на развитии мировой торговли и послужила началом Великих географических открытий, то она вырвала человека из потустороннего мира, которому он до сих пор принадлежал, и сделала его господином самого себя. ... поха Возрождения и провозгласила в конечном счете идеальным типом человека чувственного."

Вот и мне стало интересно, так ли это.

+1
Ответить

Типичная умозрительная гуманитарная доктрина.

Торговля вообще то началась в глубокой древности, и именно торговое племя создавало и распространяло цивилизацию по всему миру

+1
Ответить
Прокомментировать

Возражение превозносило не сексуальность, а античную культуру и возрождало именно ее. В рамках античной культуры также не сексуальность была предметом восхищения, а гармоничность, красота тела, естественность. Обнаженное тело изображалось не с целью вызвать сексуальное желание у зрителя, а для того, чтобы отразить его естественную красоту. Христианство же рассматривало тело как сосуд, греховный, созданный из праха и обреченный на страдания в этом мире, лишь душой может восторгаться христианин, лишь она может быть примером истинной гармонии и красоты, а бренное тело - нет, оно может вызывать лишь греховные страсти.

Evgeniya Nebovaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1

Да, понимаю возражение. Сократила до слова "сексуальность", поскольку длина вопроса очень ограничена. Но я имела в виду, что в средние века все было подчинено принципам христианства - женственность избегали, разврат порицали и вообще всячески избегали проявлений чувственности. Затем наступило возрождение и всё резко поменялось. Не только в живописи, но и в жизни людей нравы стали очень вольными и свободными. А затем снова всё законсервировали и каждая приличная девушка не могла даже на едине с мужчиной остаться до свадьбы, не говоря уже обо всем остальном. Почему же культуру бросало в такие крайности, почему люди сразу не пришли к той модели, которая есть сейчас?

+1
Ответить

Потому что и сейчас нет некой единой модели и всеобщей морали и правил приличия. Возрождение возрождало нравы античности, зародилось и начало захыватывать умы, ну мода такая пошла, потом она сменилась, а мир начали завоевывать пуритане... Вообще человеческая мысль не стоит на месте, рождаются идеологии, проверяются на прочность и жизненность сообществами, изменяется мораль.... А истины нет и не будет, наверно. Все эти нравы - лишь дань ныне господствующей моде.

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить