В средневековье проявления сексуальности были под запретом, Возрождение наоборот превозносило ее, а позже снова выступали за целомудрие. Почему такие крайности?

902
2
1
6 октября
20:16
октябрь
2015

Я думаю, что само понятие "сексуальности" в сегодняшнем значении является слишком поздним изобретением - 18 века.

Тут вообще большой вопрос о временных рамках т.н. Средневековья и Возрождения. Оставим этот вопрос за скобками.

Средневековье вообще ничего не знало о сексуальности (в нашем понимании слова). А отношения полов и изображения (проявления) этих отношений никогда и не были под специальным запретом. Фольклор - так вообще пестрит "порнографическими" (на наш сегодняшний вкус) метафорами и аллюзиями.

"Взаимоотношения полов" не очень много "рисовали" в Средневековье - это правда (но рисовали!). Но ведь до 10-12 веков спектр изображаемых предметов вообще был крайне узок. Не "изображали" много чего. Не приходило в голову. Зачем это изображать, когда это ежедневный быт? Изображали - святое, чего в жизни не встретишь.

Насколько я понимаю, церковь всегда стремилась контролировать половую жизнь прихожан и никто не заблуждался относительно силы пола. "Сильна как смерть любовь" - это библейский текст. Кто ж его запретит?

Об этом говорилось на исповедях и т.д. Школы - монашеские - наверняка уделяли особое внимание именно взаимоотношению полов. Как жить, например, католическому священнику вне брака? - там наверняка есть целые талмуды по , так сказать, "техническому исполнению" целибата в католицизме.

Ровно так же - верно Вам написали - Возрождение не "возрождало" сексуальность. Там речь шла об открытии красоты мироздания в целом. Не только и не столько "отношений полов". Там повсюду - в живописи, в поэзии, в музыке, повсюду - идет фактически "обожествление" красоты и открытие платонизма (неоплатонизма).

То, что мы сегодня именуем сексуальностью, насколько я помню из чтения М.Фуко, определяется особым способом контроля за частной жизнью индивида со стороны новых (совершенно новых) институций. И - верно - они, эти новые институции, появляются после Возрождения. Почему они появляются, зачем, откуда? - это вопросы, конечно.

Когда английские мамаши проверяют, не занимается ли их дитя онанизмом, - то это порождение буржуазного общества, так сказать. (Я утрирую, естественно).

Как раз ваш вопрос - о возрождении сексуальности в эпоху Возрождения - он задан как раз из этой "нововременной" парадигмы.

Ровно так же вы нагружаете целомудрие слишком поздним звучанием (19-го - начала 20-го веков).

Христианская церковь не меняла на целомудрие своего официального взгляда. Это взгляд изложен, кажется, и не один раз, в Посланиях апостолов.

- Можешь хранить целомудрие? - храни. Не можешь - женись и не мучься.

Тут никаких изменений в политике не было, кажется.

Я перевираю М.Фуко (и очень упрощаю, да), но советую почитать его.

Непростое чтение, конечно, но стоит того.

3
2
октябрь
2015

Возражение превозносило не сексуальность, а античную культуру и возрождало именно ее. В рамках античной культуры также не сексуальность была предметом восхищения, а гармоничность, красота тела, естественность. Обнаженное тело изображалось не с целью вызвать сексуальное желание у зрителя, а для того, чтобы отразить его естественную красоту. Христианство же рассматривало тело как сосуд, греховный, созданный из праха и обреченный на страдания в этом мире, лишь душой может восторгаться христианин, лишь она может быть примером истинной гармонии и красоты, а бренное тело - нет, оно может вызывать лишь греховные страсти.

1
2
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта