Vasiliy Beks
октябрь 2018.
2018

Правда ли, что смысл искусства в чувстве причастности и статусе? Квадрат Малевича никому не нравился пока кто-то не сказал, что это красиво. Так ли это?

Ответить
Ответить
Комментировать
5
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

В первую очередь надо понимать, что смысл произведения искусства не в том, чтобы красиво и не в том, чтобы понравилось. Смысл произведения искусства в том, чтобы быть высказыванием и интерес оно представляет именно как высказывание.

Высказывание может быть ложным и истинным, но высказывание, вне зависимости от истинности, интересно только тогда, когда оно нетривиально. Если я скажу, что Вася дурак, то что тут интересного, если все и так знают, что Вася дурак? А если все знают, что я дурак, то никому не будет интересно, что я там про Васю сказал. Одно дело, когда бросить Пушкина с корабля современности предлагает обычный человек и совсем другое, когда это делает Маяковский. То есть интересность - следствие определенного контекста. Контекста моей личности (состоящей из других сделанных мной высказываний), контекста текущей и предыдущих эпох (то есть тоже многих высказываний).

Так вот, учитывая контекст автора, эпохи и истории «Черный квадрат» был интересным высказыванием и интерес к нему возник сразу же после презентации картины в 1915 году. Для сравнения, аналогичная по форме картина Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью» представляет из себя высказывание с совершенно другим смыслом и в другом контексте - и историческом и в смысле личности автора и потому представляет совершенно другой интерес. Как выяснилось сравнительно недавно, Малевич о картине Алле все же знал, хотя скорее всего не видел само изображение.

Интерес проявляется и в согласии с высказыванием и в полемике с ним и в попытках развить его. Высказывание интересно, если оно не оставило равнодушным.

Но ваша реакция ведь тоже высказывание, а стало быть к ней применимо все сказанное. Представляет ли интерес высказывание оценки Малевича человеком, который даже не знает, сам Малевич озвучил смысл своей картины, или его за него додумали?

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-2

ну впринципе высказивание и есть чуство сопричастности

0
Ответить

Не уверен, что мы одинаково понимаем эту фразу. Высказывание, чтобы быть интересным, должно быть сопричастным многим другим высказываниям, в том числе тем высказываниям, из которых состоит личность зрителя. Сопричастным в широчайшем смысле - быть с ними в согласии, в оппозиции, не важно, но не быть совершенно параллельным. И в этом смысле да, хорошее картина рождает "чувство сопричастности" желание вступить с произведением в диалог, но вы, мне кажется, совсем о другом чувстве говорите.

-1
Ответить
Прокомментировать

Что сам Малевич хотел сказать Черным квадратом вы можете прочитать, а потом и посмотреть например вот тут:

В чем художественный смысл супрематизма и работ Малевича в частности?

И, да, Константин прав, Черный квадрат не совсем про красоту в обычном понимании, ЧК это лозунг без слов. Содержание лозунга не тайна, прочитайте, посмотрите.

А здесь про смыслы искусства три десятка ответов:

В чем смысл искусства?

8
0

так я не понял. Єто сам малевич конкретно сказал или додумали?

0
Ответить

Малевич придумал что нарисовать в знак победы над Солнцем. Вместо шарика -- противоположность -- квадрат. Вместо беложелтого огня -- противоположность -- черный.

0
Ответить

Это Малевич сам сказал. Малевичу вообще принадлежит несколько книг по теории искусства, покрывающих в том числе и супрематизм.

Плюс, после Малевича над теорией продолжали работать другие люди, поэтому ЧК может быть прочтен и в других ракурсах.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Причем, как я понимаю, работы по теории он, в общем, считал более важными.

Не знаю где в Москве, в Петербурге супрематизм выставлен в постоянной экспозиции Русского музея, корпус Бенуа. Можно посмотреть. На мой вкус очень неплохая выставка искусства того времени.

0
Ответить

Я думаю, самыми важными он считал постулаты этих теорий, а работы и книги просто соответствовали самым важным постулатам, что еще нужно-то.

0
Ответить
Прокомментировать

Про черный квадрат никто и не говорит, что это - "красиво". Потому что это произведение - не для красоты. 

Искусство вообще не про "красиво", хотя красивого там море. А море и уродливого, отталкивающего ,страшного... Изобразительное искусство (как и другие виду оного) - это  форма выражения идей. И эти идеи не обязательно про красоту. 

Черный квадрат (да и вообще супрематизм) - это собственно про язык изобразительного искусства. Про цвет и форму, про них как про самостоятельные сущности. Это как сказка про букву а или роман про тире. 

И значимость этого квадрата в свежести этой идеи в тот момент развития изобразительного искусства. Никому раньше не приходило в голову не просто взглянуть на цвет и форму как на самостоятельные сущности, а Малевич и посмотрел и проявил свой взгляд в виде своих супрематических композиций, и другие художники уже пошли дальше, развили идею и появились новые слова и фразы на языке живописи, которые сказали нам больше, чем раньше.

Пушкин ведь велик не потому что к него самые красивые стихи. А потому что он начал делать стихи ПОНЯТНЫМИ и ПРОСТЫМИ для каждого в эпоху од и пафосных дифирамбов с заковыристой лексикой. И вот сегодня любой филолог может написать лучше Пушкина чисто с эстетической точки зрения, но ведь он просто идет проторенной тропой. Лермонтов писал ярче, образнее, но он шел следом, ЗА Пушкиным.

И вот в живописи тоже есть свои пушкины, которые делают нечто простое, но новое, что становится шагом, ступенькой в развитии этой само живописи. И Малевич среди них.

Evgeniya Nebovaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью