Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Стоит ли читать Чарльза Буковски ?

Книги
Павел Красков
  · 3,4 K
Синефил-графоман и литературный режиссёр  · 2 окт 2018

Ещё в 60-х - 70-х годах 20 века у Уильяма Берроуза, одного из ярких представителей битнической литературы, спросили о будущем романа как литературного жанра. На это он ответил, что жанр либо эволюционирует, либо умрёт.

В своём высказывании Берроуз предвосхитил эпоху, в которой кино и телевидение занимает авангардное место в культуре, а литература, как это не прискорбно, отходит на второй план. Битники, хоть и бессознательно, постарались ответить на вопрос о том, как же литературе выжить в этой неравной борьбе, что такого придумать, чтобы люди читали книги, а не смотрели их экранизации. Но всё это - творчество Керуака, Гинзбурга, Берроуза и т.д. это лишь робкие, натужные попытки революции. Тот же самый Керуак вообще продолжатель традиций Джойса и Вирджинии Вульф, которые опередили его на несколько десятков лет, но сами недалеко ушли от достижений прошлых поколений из за излишней "литературности".

А что с Буковски?

Он отрицает свою причастность к битникам и вообще каким-либо направлениям. Это пример чистой гениальности, благодаря которой человек нехотя совершает революцию, а когда ему об этом говорят, лишь равнодушно отмахивается. Это пример, я бы сказал, трансцедентального письма - искреннего, освобождённого от литературных условностей и предрассудков, в котором автор и его лирический герой сливаются в единое целое, и - главное - нет места фальши, коей полна мировая литература.

Казалось бы, как может быть привлекательным то, что главный герой - бесперпективный лодырь, который то сношается, то пьёт, то дерётся, то ошивается целый день на скачках? Ответ очень прост - Генри Чинаски горит своей жизнью и тем, что делает.

Да, взгляд на жизнь его пессимистичен, но в книгах Чарльза Буковски нет трагедий, они действительно кипят жизнью, как и сам автор. У него очень смешной юмор (одна из главных фишек автора), потому что Буковски - один из тех людей, которые действительно смогут вас рассмешить, потому что это внутри них. Это встречается не часто.

Книги как такового сюжета не имеют: описание происходящего в них выше. Да, хейтеры скажут, мол, об одном и том же дядя пишет - скучно. Но сами посудите - разве наша жизнь в некотором роде не циклична? Разве мы не проходим в определённом смысле одни и те же круги ада - одни и те же события и люди, только под другим углом? К тому же, за счёт растущего стиля и определённой авторской манеры, читать его книги можно как единое литературное произведение, кочующее из книги в книгу, получая при этом огромную порцию удовольствия.

Последнее и самое важное, о чём хотелось бы сказать - это авторский стиль. Нет - это вам не Томас Манн с его сложными языковыми конструкциями, через которые пробираешься, словно через дремучий лес. Буковски очень легко читать: при большом желании его книги читаются за день. Все очень просто: старина Хэнк просто рассказывает вам интересные истории из своей жизни; он не пытается вас удивить тем, какой он "суперклассныйрассказчик", какой он эстет и интеллектуал. Он не учит вас морали. Он просто рассказывает о своей интересной жизни - как есть - а это он делает как никто другой.

P.S. Из прочитанного мной хотелось бы выделить "Хлеб с ветчиной" - наверное, самый известный и (на мой взгляд) лучший роман данного автора. Первые две книги это уже для тру фанатов, а так необязательно. На втором месте я бы поставил "Макулатуру" - его последний роман, его тоже можно первым прочитать (он очень маленький) - потратите день-два и решите, интересен ли вам данный автор. Ну, и на третем месте - "Женщины": квиэнтесенция секса, бухла, скачек и фирменного Буковски; возможно, у кого-то эта книга станет самой любимой из его творчества.

P.P.S В книгах много мата и секса. Если вы не моралфаг и понимаете творчество Джорджа Карлина и Джимми Карра,то всё хорошо будет.