Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Муниципальные депутаты Москвы, расскажите, что вам удалось сделать за год работы?

МоскваМуниципальное управление
Рустам Юлбарисов
  · 2,6 K
Первый
Глава МО Тропарево-Никулино  · 3 окт 2018

1500 слов о работе Главой муниципального округа.

Бытует мнение, что должность Главы МО – синекура. Всех забот— провести заседание раз в месяц, да отсвечивать на протокольных мероприятиях. Кажется, что всю работу делает аппарат совета, а главе остаётся только подписать бумаги. Так думают не только жители, но зачастую и депутаты. Может быть где-то оно и так, но в нашем совете Главе приходится делать много обязательных дел для того, чтобы Совет мог продолжать работу:

Заседания Совета

Наиболее заметная публике деятельность Совета депутатов требует приличной предварительной подготовки, за которую отвечает Глава МО, он же - председатель Совета. Если депутаты могут готовится только к своей части заседания, к своим вопросам, то председателю приходится знакомиться со всем заранее и прорабатывать все вопросы особо. Во многом, именно он отвечает за соответствие принимаемых решений закону. В том числе - в суде.

Подготовка к очередному заседанию начинается приблизительно за 2 недели до заседания, с формирования повестки. Каждый вопрос необходимо изучить на предмет:
1. Компетенции Совета – т. е. может ли Совет его рассматривать в принципе.
2. Полномочий Совета – какие решения по данному вопросу Совет может принять, исходя из текущего законодательства.
3. Соответствия пакета документов формальным требованиям, определённым действующим законодательством: правильно ли оформлены, можно ли вносить вопрос на рассмотрение. Иначе уже принятое решение будет отменено по формальным основаниям.
4. В какой срок решение должно быть принято, опять же, по действующему законодательству, и каковы последствия непринятия решения или нерассмотрения вопроса.
После этого принимается решение о включении вопроса в повестку заседания.

Если профильная комиссия успевает рассмотреть вопрос, то проект решения готовит она. Если нет, то его готовит депутат, внесший вопрос или Глава МО. Впрочем, комиссионные и депутатские проекты всё равно надо проверять на соответствие закону. Причём, если на какие-то типичные решения уходит полчаса, то на подготовку других могут уходить недели, чего текст решения обычно не отражает.

Из готовых проектов решений Председатель формирует проект повестки заседания. Важно определить не только перечень вопросов, но и порядок их рассмотрения, исходя из их приоритета, необходимости заслушать приглашенных, дискуссионности темы и т.д.
Повестка и проекты рассылаются депутатам за 5 дней до очередного заседания. В случае внеочередного заседания – за сутки. Назначая заседание, необходимо предварительно согласовать время и дату, так, чтобы на нём могло присутствовать достаточное число депутатов.

Заседание
Перед заседанием Глава проверяет, все справочные материалы к вопросам подобраны, и все ли вопросы готовы к рассмотрению.
По ходу заседания приходится одновременно решать сразу несколько задач:
1. Вести его в соответствии с регламентом, обеспечивая права депутатов на участие в рассмотрении вопросов и законность принимаемых решений
2. Поддерживать порядок на заседании, на сколько это возможно
3. Направлять дискуссию так, чтобы Совет в итоге пришел к какому-то решению (или зафиксировал невозможность такового), а не погряз в спорах
4. Отслеживать соответствие депутатских предложений закону
5. Внятно и аргументированно донести собственную точку зрения на обсуждаемый вопрос. Председатель-то тоже депутат.
6. Фиксировать в памяти происходящее. Протокол после заседания оформляет секретарь, но проверять-то его председателю.

Итоги заседания.
Всё то, что депутаты обсудили и приняли или не приняли на заседании, оформляется в решения Совета, а само заседание – в протокол заседания. Техническую часть этой работы берут на себя сотрудники Аппарата, но ответственность за содержание этих документов несёт председатель. Перед подписанием все эти документы необходимо проверить на ошибки. Особенно внимательно – те документы, которые значительно правились на заседании. При записи правок на слух ошибки почти неизбежны. Расшифровка стенограммы 6 часового заседания с бурными дебатами и превращение её в протокол тоже задача не из простых

Венчает заседание самая нудная часть – заверение копий всех решений подписью и печатью. Копий бывает от 3, и доходило до 8 (в зависимости от числа обязательных адресатов). Например, после принятия бюджета пришлось заверять более 200 листов. Всё оформление занимает ещё где-то неделю времени после заседания.
Учитывая, что за год мы провели 22 заседания, то есть по два заседания в месяц, подготовка к следующему заседанию начиналась зачастую до того, как было оформлено предыдущее.

Служебная переписка.
Глава МО ведёт объёмную переписку от своего имени и от имени Совета. Так только за IV квартал прошлого года было получено более 300 писем и почти столько же отправлено. Что будет по итогам 2018 года, я пока затрудняюсь предсказывать, но уже весной число исходящих перевалило за 100. Думаю, что к концу года дойдём до 500.
Структурно переписка это – рутинный документооборот с Управой и «Жилищником», с Префектурой и департаментами правительства Москвы; а так же многочисленные письма жителей, ответы на них и запросы, направляемые в их интересах.
Особняком стоит переписка с прокуратурой, которая следит за соблюдением нами законодательства и сейчас проявляет к Совету повышенный интерес. Месяца не припомню, без писем от прокуратуры. Отвечать надо быстро (в 3–7 дней), максимально квалифицированно, со ссылками на закон и приложением необходимых документов. Кстати, итогом этой переписки может стать и суд, где отвечать тоже Главе. Потому все ответы прокуратуре готовлю исключительно сам.

Приём избирателей.
Приём обязаны вести все депутаты, но в моём случае круг вопросов несколько шире – ко мне идут не только как к депутату, но и как к Главе совета. Кроме того, у нас в обществе есть мнение, что по любому вопросу лучше сразу идти к начальнику. Потому свой приём я официально веду еженедельно. Что не отменяет звонков от жителей, писем в обход аппарата и приёма в другое время, по договорённости.

Призывная комиссия.
По закону "О воинской обязанности..." (№-53 ФЗ 28.03.1998) глава муниципального образования – председатель призывной комиссии. Так что делаю я там примерно то же, что и в Совете – веду заседания. А если что – так ещё и представляю комиссию в суде. Если военком отвечает за призыв и выполнение плана, то моя функция – следить, чтобы комиссия не нарушала закон и права призывников. А это значит, что надо не просто отсиживать заседание и подписывать что дают, но вникать в дела и разбираться в законе и процедуре.
Комиссии заседают еженедельно в период призывных кампаний (с апреля по середину июля, и с октября по декабрь). Кроме того, Глава обязан присутствовать на совещаниях по призыву в префектуре и правительстве Москвы, на методических сборах и т.д. и т.п.
Работа не самая благодарная с точки зрения PR. У нас от контроллёра ждут скандалов с разоблачением, а моя основная задача не выявить нарушение, а его не допустить.

Это только те полномочия Главы МО, которые необходимо исполнять регулярно и постоянно. Помимо того постоянно приходится решать какие-то текущие вопросы с аппаратом, разбираться с жалобами депутатов на аппарат, аппарата – на депутатов, согласовывать взаимодействие, проводить рабочие совещания… Учесть затраты времени на это практически невозможно.

Кстати, о затратах времени.
По ходу дела я их, естественно, не считал. Но нашел постановление Минтруда РФ от 26 марта 2002 года № 23 откуда можно взять средние нормы времени на подготовку документов. Хотя бы оценочно.
На подготовку проекта решения совета – в среднем, 2 часа.
Подготовка повестки заседания – 2,45 часа.
Несколько писем, с приглашением на заседание – 0,5 часа.
Собственно заседание – 6 часов.
Подписание решений– 20 минут на решение.
Заверение копий — 10 минут на решение.
Подписание протокола заседания –2 часа.
Средняя повестка заседания – 10 вопросов.
Итого, подготовка, проведение и оформление одного заседания: 2×10+2,45+6+0,33×10+0,17×10+2=35,45 часа.

По два заседания в месяц — 18 часов в неделю.
Служебная переписка — 10 входящих и 10 исходящих в неделю в среднем. 20 минут на прочтение входящего и час на написание исходящего. Ещё 13 часов.
Заседания призывной комиссии – еженедельно, отнимают минимум 3 часа.
Приём населения – еженедельно, 3 часа.
Итого: 37 часов рабочего времени в неделю.

Кроме этого, я исполняю обязанности председателя комиссии по организации работы совета (она же бюджетная, она же регламентная комиссия). Полномочий это не добавляет, но добавляет обязанностей по подготовке заседаний комиссии и оформлению их результатов. Мне приходится просматривать и рецензировать практически каждый документ, касающийся регламентации деятельности Совета, прежде, чем он будет вынесен на комиссию, а тем более на заседание Совета. При этом регламентные вопросы – как раз то, за что к нам в основном придирается прокуратура.
За этот год комиссия официально собиралась, минимум, пять раз.

Один раз – для обсуждения бюджета муниципального округа. Долгое и бурное заседание, где мы пытались выяснить, что мы можем поменять в нынешнем бюджете МО.

Дважды комиссия собиралась для обсуждения поправок в устав. Первый раз для подготовки проекта решения, перед вынесением его на публичные слушания, второй раз – после публичных слушаний для обсуждения поправок по их итогам.

Ещё дважды комиссия собиралась по поводу представлений прокуратуры о внесении поправок в антикоррупционные регламенты Совета.
Разумеется, я указываю только главные вопросы, в реальности их в повестке было больше.

За год проведены трое публичных слушаний. Двое по бюджету (исполнение за 2017 и бюджет на 2018) и одни по поправкам в Устав. Во всех трех случаях я был председателем рабочей группы по слушаниям – подготовка, проведение, оформление результатов.

Не меньше сил уходит на работу в составе комиссии Совета по градостроительству и землепользованию. Её заседания проводятся перед каждыми публичными слушаниями в нашем районе по земельным вопросам и не только.

Отдельный вопрос – представительские функции. Где-то это чистая формальность, как на праздниках, а где-то это отдельная работа, как на совещании в департаменте образования по детским садам в районе, или на проведённом у нас же круглом столе и совещании с директорами школ по этому вопросу.

И это не исчерпывающий список. Слишком разноплановой деятельностью приходится заниматься одновременно и практически непрерывно. И невозможно сказать «уф, сделал» и остановиться. Сразу надо идти дальше иначе вся работа остановится.

Ого, а расскажите, пожалуйтса (можно несколько примеров?), какие проекты из принятых на заседании реализовались за... Читать дальше
Первый
Итоги года работы муниципальным депутатом Прошедший год был непростым для нас для всех. Тем важнее и ценнее в нашей депутатской работе была поддержка наших граждан, которые помогали советами, конструктивной критикой, участием в мероприятиях, активной гражданской позицией. Некоторых из них хотел бы упомянуть и поблагодарить персонально: Оксана Радионова, Любовь... Читать далее