Олег Дороднов
октябрь 2015.
3081

Имеет ли право инспектор ГИБДД принуждать сесть в его служебную машину для составления протокола, если я не хочу выходить из своей? Чего ещё не стоит делать?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Бытует мнение, что водитель может не выходить из машины и не садиться в патрульный автомобиль ДПС, игнорируя эти требования сотрудника ГИБДД как незаконные.

И действительно, казалось бы, ни ПДД, ни КоАП такой обязанности для водителя не устанавливают и такого требования к его поведению не содержат.

Однако это не совсем верно - и вот почему.

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185, подробно регламентирующий поведение сотрудника ГИБДД, его права и обязанности при совершении действий по оформлению административных правонарушений, устанавливает, что сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Кроме того, сотрудник вправе предложить выйти из транспортного средства в случаях: необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

При том, что формулировка о "праве предложить" выглядит не слишком императивно, судебная практика однозначно свидетельствует, что сотрудник полиции фактически вправе требовать совершения указанных действий (но только при наличии оснований, указанных выше) и требования эти законны.

Что же касается второй части вопроса о том, чего вообще не стоит делать - однозначно не стоит сопротивляться законным действиям сотрудника ГИБДД. В случае, если у вас возникли подозрения в том, что действия незаконны, постарайтесь вести себя вежливо и сдержано, зафиксировать происходящее на видео/аудио, обязательно подробно опишите все незаконные действия сотрудников в объяснении к протоколу, когда вам передадут его на подпись. Незаконные действия сотрудников позже можно будет обжаловать в ГИБДД или в суд, получив соответствующую компенсацию. Подобной судебной практики достаточно много.

12

Уже давно административный регламент в действии, а не 185 приказ. Предложить - значит предложить, требовать - значит требовать.

0
Ответить

Регламент и Приказ - это один и тот же документ, имеющий полное наименование: "Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2009 N 14112)".

Про "предложить и требовать" - чем Вы руководствуетесь в своем утверждении? Я согласен, что термины фонетически и семантически разные, но я руководствовался актуальной судебной практикой - реальными постановлениями и определениями судов, которые толкуют "право предложить" и "право требовать" совершенно одинаково.

+1
Ответить

На моей памяти ещё ни разу никого не привлекали к ответственности за отказ покинуть транспортное средство. Инспектор настаивает - требуйте составления протокола задержания, досмотра ТС, отстранения от управления со всеми вытекающими. Не спорю, может, какой-нибудь мировой судья и встанет на сторону ИДПС, но уже апелляционная инстанция примет сторону водителя.

0
Ответить
Ещё 7 комментариев

К ответственности не привлекали, все верно, потому что сотрудник применял меры физического принуждения в отношении неподчинившегос "просьбе" лица.

Есть практика и в апелляции и в судах субъектов. Если не забуду, найду в понедельник и размещу выдержки)

0
Ответить

Поэтому всегда нужно закрывать двери при общении с ИДПС, а окно приоткрывать только чтобы можно было передать документы. И обязательно записывать разговор на камеру. Существуют прецеденты привлечения инспекторов за самоуправство и, что правда гораздо реже, превышение служебных полномочий.

0
Ответить

Ну не знаю, я уже 10 лет за рулем, езжу много, останавливали частенько - ни разу не встречал никакого "беспредела". Более того, работаю тесно с этой сферой, незаконные (ну и просто необоснованные) действия сотрудников ГИБДД - очень большая редкость. Чаще всего "проблемы с самоуправством" возникают у серьезно нарушивших ПДД граждан, имеющих смутное представление о том кто кому что должен, но очень активно и агрессивно "качающих права", такое поведение может привести к эскалации ситуации в конфликт.

Мое мнение - если уж нарушил - то почему бы не пройти в машину ГИБДД для оформления протокола? Тем более, что это удобнее и водителю - сможет проследить за процедурой оформления, чтобы не было нарушений, написать объяснения в протоколе, если не согласен. А если не нарушил - так и просить выходить никто не будет, документы посмотрят и отпустят.

Хотя, может это только в моем регионе такая обстановка, как в других дела обстоят, не знаю)

+3
Ответить

Вопрос был о том, имеют ли право ИДПС требовать покинуть ТС

-1
Ответить

Только что еще раз пересмотрел видео, как дагестанцы в С-Пб милиционера в метро побили. Сейчас еще разок посмотрю.

-1
Ответить

Хочу еще заметить что все эти регламенты и приказы -это внутренние документы сотрудников так что обычного гражданина они вообще не должны интересовать

0
Ответить

Блин, нашел шикарное видео, как КАМАЗ гаишника переехал!

-2
Ответить
Прокомментировать
Ответить