1452
3
1
5 октября
02:50
Ответ партнёра TheQuestion
октябрь
2015

Классическим автором в области пропаганды является Эдвард Бернейс (Edward Louis James Bernays), которого считают своим как политтехнологи, так и пиарщики с маркетологами. Его труд 1928 г. «Пропаганда» – это одновременно рассуждение об устройстве современного общества и краткое руководство пользователя к нему. Бернейс искренне уверен в необходимости пропаганды для достижения общественного блага. В статье «Инженерия согласия» 1947 г. он указывает, что для данной профессии важны добрая воля и стремление к правде. Примечателен социальный контекст жизни Бернейса: он был племянником Зигмунда Фрейда и невольным учителем Йозефа Геббельса, который высоко ценил его работу 1923 г. «Кристаллизуя общественное мнение».

Палестинец Эдвард Саид в 1978 г. написал книгу «Ориентализм» – это исследование не пропаганды в узком смысле, а специфического образа мышления, оправдывающего власть одних над другими. Саид анализирует тотальный характер идеологии превосходства и механизм её самовоспроизведения – от записок путешественников и научных экспедиций в университетские аудитории, СМИ и экспертные сообщества и далее во внешнеполитические проекты, а затем через опыт участников снова в экспертное знание и политические решения. Каждая из 600 страниц – в русском переводе – этой книги стоит затраченных усилий.

В 1994 г. в Руанде за три месяца хуту убили почти миллион тутси. Особую роль в геноциде сыграло «Свободное радио Тысячи холмов». Проведённое в 2012 г. гарвардским экономистом Дэвидом Янагизава-Дроттом (David Yanagizawa-Drott) исследование показало, что прямым результатом радиопропаганды являются 10% жертв насилия. Примечательно, что Международный трибунал по Руанде осудил не только военных и чиновников, но и сотрудников государственных СМИ. Этим событиям посвящена статья Андрея Бабицкого «Диктор зло» в Esquire.ru от 4 апреля 2014 г.

Если же говорить о примерах, то прекрасным образчиком жанра является фильм Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину», собравший весной 2015 г. огромную аудиторию. Сейчас его можно найти в бесплатном доступе в Интернете, в том числе и с английскими субтитрами.

16
2
май
2016

Социология и философия пропаганды - это безусловно Жак Эллюль (Jacques Ellul) и его книга "Propaganda. The Formation of Men's Attitudes" (1965).

Самый обширный труд, описывающий феномен пропаганды с социологической и философской точек зрения на сегодняшний день. В книге, несмотря на её, казалось бы, солидный возраст, легко обнаруживаются параллели, закономерности и методы работы современных пропагандистских систем.

Другой важной книгой в понимании пропаганды является труд Уолтера Липпмана - "Общественное мнение".

Именно она стала практически основным вектором, вдохновившим отца пропаганды XX века Эдварда Бернейса на написание его "Пропаганды" и "Кристаллизации общественного мнения".

О военной пропаганде, отличающейся по методике работы и целям от коммуникации в мирное время, можно узнать из классического труда Гарольда Лассвелла (Harold Lasswell) "Propaganda Technique in the World War" (1928), написанном как эссе о пропагандистских методиках, используемых во время Первой Мировой войны.

Также, важнейшей статьёй о военных методах коммуникации является небольшая научная статья Леонарда Доба (Leonard Doob) - "Goebbels Principles of Propaganda" (1948). Название статьи говорит само за себя, источник очень ёмко описывает методы работы нацистской пропаганды во время Второй Мировой войны.

И, наконец, из сегодняшнего - Валерий Соловей "Fake. Абсолютное оружие." (2015).

Самая современная книга о пропагандистском арсенале и методиках работы отечественных (и не только) пропагандистов. Данная книга - самый актуальный труд на русском о пропаганде в России.

Автор - заведующий кафедрой коммуникаций МГИМО. 

9
0
октябрь
2015

Мне на ум сразу приходит модель пропаганды Хермана и Чомски (его почему-то переводят как Хомски). У них есть книга "Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media" 1988 года и куча статей. В первой главе книги сама концепция изложена достаточно подробно. В статьях они проверяли свою теорию на эмпирических данных.

Согласно модели пропаганды, СМИ являются субъектами рынка и на них влияют экономические факторы. Из-за этого информация, которую транслируют меда, прежде чем добраться до потребителя, проходит через пять фильтров, таких как размер и владельцы, рекламодатели и источники дохода, источники информации, негативные отзывы на критику, антикоммунистическая идеология (1988 год всё-таки).

Теория достаточно понятная, и хотя она написана по материалам рынка США, авторы утверждают, что она применима к любой стране с рыночной экономикой.

6
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта