Саша Гриценко
24 февраля 13:33.
2014

Как научиться писать стихи?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
13
20 ответов
Поделиться

Ну, для начала, нужно сказать, что писать стихи ради того чтобы писать стихи — это не поэзия, а графоманство. Как бы это пафосно ни звучало, научиться писать стихи получится только у того, кто не только обладает техникой и знаниями, но и имеет талант.

Чтобы наработать технику, для начала нужно почитать чужие стихи и понять из чего и как они сделаны. И кто бы что ни говорил, но читать нужно не только классиков, но и более-менее современных поэтов.

Иначе можно приучить себя к использованию в лирике высокого слога и архаизмов. И именно из-за этого у вашего читателя может начаться кровотечение из глаз. Или точнее: «алая руда хлынет из очей щеголя, порешившего лицезреть сиё творение».

Такое нужно избегать. 21 век как-никак.

Перекрестившись, возьму грех ну душу и добавлю: помимо современных и несовременных поэтов можно просмотреть или, если вы сильны духом, послушать тексты современных рэперов. Назвать это поэзией сложно. Но, глядя на рэп-тексты, можно понять, как подбираются рифмы и строится лирический текст.

Еще нельзя игнорировать одно важное правило:

Нужно избегать глагольные рифмы.

Да, классики возможно и не чурались таких рифм.

Вроде:

Пора, красавица, проснись!

Звездою севера явись... 

Но мы с вами не классики. И строки с «убить-любить» и «видеть-ненавидеть» будут смотреться в стихотворении отвратительно и сразу же оттолкнут читателя.

Вообще:

Умение писать стихи, приходит с опытом. Нужно работать. Нужно много работать.

Писать в стол. Перечитывать. Редактировать.

Даже если у вас есть талант — он никак не поможет, если за плечами нет никакого опыта и знания.

А если нет ни знания, ни таланта — то лучше вообще не беритесь за это дело.

Чтобы начать писать стихи, надо сперва их читать, долго и вдумчиво. Совершенно так же, как для того, чтобы написать научный труд по химии, надо сперва прочесть много чужих научных трудов по химии. Только после этого ты понимаешь: 1) какие вообще бывают варианты высказывания, каков диапазон возможностей; 2) где, при всём многообразии возможностей, наиболее интересно и комфортно тебе самому; и 3) вот в этой области, в этой части поэтического спектра, которая тебе ближе всего, — чего не хватает, какой собственный вклад можно в неё внести.

При этом опыт чтения должен, с одной стороны, включать историю вопроса — чтобы знать, каким образом поэзия от Пушкина пришла к «стилю авангард» (вообще-то авангард — это не стиль, но сейчас не об этом), а с другой — широкий круг современных явлений, потому что иначе новый автор будет изобретать велосипед столетней давности. Как разобраться в этом круге явлений, на что ориентироваться, — мы с коллегой Обориным тут на сайте уже отвечали, поищите.

Всё зависит от того, какую цель конкретно Вы преследуете.

Если практическую - то можно начать с некоторого курса мировой поэзии и языка, на котором собираетесь писать, обозначить краеугольные камни собственного стилистического тяготения, ну и работать, само собой. В теории всё не очень сложно.

На деле же, если Ваша цель - написание серьёзного произведения на стыке логики, эмоциональности и владения средствами языка - увы, этому научиться извне невозможно. Только практика. Слушать себя, слушать коллег, слушать слушателя (читателя). И относиться с пониманием к уникальности каждого поэтического образца.

Показать остальные 17 ответов
Ответить