С точки зрения буддизма, этично ли продолжение рода, или оно ведёт только к преумножению страданий?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Буддисты считают воплощение в форме человека самым ценным, потому что человеку проще раскрыть свободу ума, чем животному или духу. Это как пересесть с велосипеда на космический корабль. Есть конечное количество умов, их много. Людей мало. Поэтому воплощение в человеческой форме — реализация накопившейся хорошей кармы. Буддийская этика основана на стремлении к раскрытию свободы. Мешают этому ненависть, жажда, иллюзии, эгоизм. Если родители защищают своих детей от этих вредных вещей, если окружают их атмосферой любви, щедрости, мудрости, сострадания, стараются воспитать эти качества, то это с позиции буддийской традиции — этично. Тогда и родители, и их дети приближаются к раскрытию свободы ума. Тогда получается не приумножение страданий, а искоренение. Родители как бы помогают детям выйти из тёмной чащи на прямую светлую дорогу, помогают видеть реальность такой какая она есть.

В буддизме — чтобы человек родился, недостаточно только желания родителей. Нужно чтобы реализовалось много способствующих причин. Главная причина — это привязанность ума к жизни. То есть, рождение — это следствие предыдущих действий, предыдущих жизненных выборов. Другими словами, человек рождается, прежде всего потому, что сам хочет родиться. А физические причины рождения — это только подходящие условия для реализации этого желания. То есть ум как бы приходит в магазин с желанием купить ботинки. Если в магазине не будет ботинок (человеческой формы), придётся как-то иначе это желание реализовывать, покупать валенки или сандали. В валенках будет жарко, в сандалях — холодно.

В буддизме люди различаются по уровню развития их ума. Есть заурядные люди, живущие в иллюзии, не готовые развиваться. Они как бы обходят стороной тренажёрный зал. Есть буддисты миряне, чей ум готов к начальным уровням развития. Они делают то, что могут для своего развития. Они как бы только начали ходить в зал, но пока могут только поднимать лёгкие веса. У них остаётся ещё много свободного времени на то, чтобы продолжить род, накопить материальные блага, помочь кому-то решить какие-то земные проблемы. И есть буддисты монахи. Их ум готов к развитию на высоких уровнях. Они как профессиональные спортсмены, готовящиеся к Олимпийским играм, каждый день тренируются. У них нет времени на то, чтобы обеспечить потомству качественную жизнь. Поэтому они воздерживаются от семейной жизни, делая выбор в пользу медитативных практик. Есть монахи, которые осознают, что не готовы ещё к продвинутым уровням работы с умом, не готовы к суровым обетам. Тогда они становятся мирянами, заводят семью, детей и руководствуются в жизни буддийскими рекомендациями для мирян.

14
0
Прокомментировать

Как уже написали в теме, человеческое рождение во всех школах буддизма считается благим т.к. только человеческое рождение и рождение в мире дэвов и брахм может быть базисом для дальнейшего следования по Восьмеричному Пути.

Приумножения страдания в мире от рождения детей не происходит т.к. живые существа воплощаются в мире в силу своей собственной каммы и своих собственных стремлений к чувственному существованию. Поэтому если не зачинать человека в одной семье, это не означает, что он не родиться в другой.
И касается это не только населения планеты Земля. Согласно буддийских воззрений, сансара содержит миллиард обитаемых миров в которых также существуют люди. Поток сознания может воплотиться в любом из этих локаций.

Исключение в буддизме делается только для монахов. От них требуется целибат и отказ от семьи. Но делается это не по вышеуказанным соображениям, а для того, чтобы монах мог больше времени и сил посвящать либо личной практике, либо распространению Дхаммы и работе с людьми.

Топпер Панньяавудхоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью