Кирилл Медведев
17 сентября 16:58.
112

Что происходит с Украинской православной церковью и что значат все эти непонятные слова: экзархи, автокефалии?

Ответить
Ответить
Комментировать
30
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Начнём с терминов.

  • Экзарх = полномочный представитель предстоятеля Церкви, обычно это епископ.
  • Предстоятель Церкви – Папа Римский (Католическая Церковь, все обряды), патриарх/митрополит/архиепископ (14 или 15 православных церквей, англиканская и лютеранские церкви). Оговоримся отдельно, что называть этого иерарха главой Церкви некорректно, потому что глава Церкви – Христос, Он же Первосвященник (очень грубо говоря, владелец и президент компании, а эти епископы – гендиректоры или председатели совета директоров, топ-менеджмент).
  • Автокефалия = независимость.
  • Томос – церковный документ, в этом случае своего рода декларация о предоставлении независимости.
  • Синаксис – совещание архиереев (иерархов) Константинопольского патриархата.
  • Синод – съезд иерархов с целью обсуждения конкретных тем и принятия коллегиального решения.
  • Иерарх, архиерей – высокопоставленный священнослужитель, епископ или архиепископ или митрополит.
  • РПЦ – Русская православная церковь (название с 1943 г., до этого – Российская греко-православная церковь).
  • МП – московский патриархат (при этом других патриархатов в России нет).
  • Католический = вселенский (буквальный перевод).
  • Местоблюститель – иерарх, на которого возложено управление церковью в период отсутствия патриарха.
  • Фенер (он же Фанар) – район Стамбула, в котором находится резиденция патриарха Константинопольского; топоним, обозначающий Константинопольскую православную церковь (как Лубянка, Кремль, Белый дом, Букингемский дворец и так далее).
  • ОВЦС – отдел внешних церковных сношений, своего рода МИД РПЦ.
  • Украинская православная церковь: 1) каноничная, то есть официальная – УПЦ МП – автономная часть РПЦ; 2) неканоничная, то есть официально никем не признанная – УПЦ КП (Киевского патриархата), созданная в 1990-е и набравшая популярность поддержкой Евромайдана и украинской стороны в конфликте на Донбассе.

Итак,

собственно историю всей этой ситуации можно легко найти, хотя и кривобокую, тенденциозную с той или иной стороны. Попробуем максимально объективно и коротко.

После Великой схизмы 1054 года, когда константинопольский патриарх и легат (посол) Папы Римского отлучили друг друга сотоварищи от Церкви (причиной стали не только богословские вопросы, но и вполне мирские – власти и влияния), в христианском мире стало два центра влияния – Папа Римский в западном (католическом) и патриарх Константинопольский в восточном (православном). Епископов на Руси назначал патриарх, и они были греками. Простые люди раскола почти не заметили.

В 1438-1439 годах, на Ферраро-Флорентийском Вселенском Соборе было принято решение об унии – православные возвращались в Католическую Церковь, западные державы оказывали умирающей Византии помощь и поддержку против сельджуков и османов.

Русь (Московия) не приняла унии по политическим причинам и по сути оказалась в духовной изоляции, в 1448 году епископы объявили автокефалию = провозгласили независимость. Константинополю было не до того, и в 1453 году он пал, должной помощи не получив. Была ли Русская церковь того времени каноничной, трудно сказать, но полноценное признание автокефалии получила лишь через 150 лет после её объявления. Тогда же её стали возглавлять патриархи (с перерывом в 1700-1917 гг., когда церковью управлял Священный синод под руководством обер-прокурора – чиновника, мирянина). В 1596 году через Брестскую унию появились греко-католики – православные, сохранившие язык богослужения и обряды, но подчиняющиеся Римскому Папе (территориально это были западные епархии современных Украины и Беларуси, там же и сосредоточена основная часть современной УГКЦ).

В 1686 году Киевская митрополия была передана от Константинополя Москве, причём Константинополь считает, что передана она была временно (в "долгосрочную аренду"), а Москва уверена, что навеки.

В 1917-1918 гг. Российская греко-православная церковь освободилась от внешнего управления, её снова возглавил патриарх. Поскольку империя распалась, стали возникать сепаратистские устремления и в церкви – в частности, в её украинской части. Дальше была очень сложная история Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), появившейся в 1920-х годах по большей части в эмиграции – на русском языке вряд ли найдётся достоверный, объективный источник информации о ней.

После смерти патриарха Тихона советская власть не позволила выбрать нового патриарха и развернула массовые гонения на духовенство и верующих (православных, католиков, лютеран, мусульман, иудеев), вскоре переросшие в сталинский террор – массовые репрессии 1937-1953 годов.

В 1943 г. Сталин решил возродить церковь и использовать её в своих целях. Оставшиеся не разрушенными храмы открыли для верующих, выжившим священникам и епископам разрешили вернуться к служению, было позволено выбрать патриарха, надзирать над новой структурой (церковь стала Русской православной) был поставлен совет по делам религий (позднее из него был выделен совет по делам РПЦ) во главе с офицером НКВД/МГБ/КГБ, который имел своих представителей (уполномоченных совета по делам религий при совмине СССР) в каждом регионе – отчасти была скопирована петровская идея с синодом под руководством обер-прокурора.

В 1946 г. советской властью была уничтожена Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ, часть Католической Церкви) – её насильно присоединили к РПЦ.

В 1990 г. умер патриарх Пимен, местоблюстителем патриаршего престола был назначен киевский митрополит Филарет (Денисенко), он же был фаворитом выборов нового патриарха. Но выбрали эстонца Алексия (Ридигера), зато украинские епископы вытребовали автономию.

После распада СССР в Украине вышли из подполья УГКЦ и УАПЦ, затем появилась УПЦ КП. После нескольких лет противостояния к УПЦ КП присоединился Филарет (Денисенко), ставший её третьим патриархом и за это отлучённый РПЦ от Церкви. На волне открытия архивов стало известно о том, что кандидатуры епископов РПЦ согласовывал КГБ и некоторые иерархи (Филарет в том числе) не отрицали этого и сотрудничества с КГБ.

В 1996 г. возник конфликт РПЦ с Константинополем – из-за Эстонии: Фенер признал Эстонскую апостольскую православную церковь (независимую от Москвы), а РПЦ возглавлял эстонец патриарх Алексий II, и был разрыв отношений на несколько месяцев (в итоге в Эстонии появилось две православные церкви – в юрисдикции Константинополя и в юрисдикции Москвы).

Украинские власти в лице президентов Кравчука и Кучмы поддерживали и УПЦ КП, и УАПЦ, и РПЦ, и УГКЦ – действовали по ситуации, но желали независимой Украинской православной церкви, управляемой из Киева. Дальше них в этом отношении пошёл президент Ющенко, прихожанин УПЦ КП, просивший Константинопольского патриарха дать автокефалию УПЦ КП с перспективой её объединения с другими раскольниками, но не преуспевший в этом. Его преемники Янукович и Порошенко были прихожанами УПЦ МП и вопроса об автокефалии не ставили.

До 2014 года репутации у УПЦ КП не было, её называли раскольнической, безблагодатной, неканоничной и так далее – в отличие от УПЦ МП, управлявшейся очень уважаемым украинцами митрополитом Владимиром (Сабоданом). Во время Евромайдана Киевский патриархат проявил больше внимания протестующим – именно в принадлежащем УПЦ КП Михайловском златоверхом монастыре нашли убежище киевляне, которых ночью начал избивать "Беркут", и именно этот монастырь бил в набат в ту ночь; на Майдане были священники всех конфессий – и УПЦ МП, и УПЦ КП, и католики, и греко-католики, все старались остановить кровопролитие, но когда началась война на востоке Украины, священники УПЦ МП в Донецкой и Луганской областях зачастую агитировали за сепаратистов.

После смерти митрополита Владимира его сменил митрополит Онуфрий, человек умеренно-пророссийских взглядов. По стране прокатилась волна перехода церковных приходов из МП в КП – из патриотизма. Не прибавили популярности УПЦ МП и периодические отказы в отпевании украинских солдат, и история со священником, который отказался отпевать ребёнка, крещённого в КП. Как и другая история – иерархи УПЦ МП не почтили память погибших украинцев (позднее объяснили это пацифизмом).

В общем, УПЦ МП у части населения получила репутацию "русской церкви", а УПЦ КП – "украинской церкви". То есть некоторый запрос на церковную независимость в обществе был.

В 2019 году предстоят президентские выборы, рейтинг Петра Порошенко очень низок, а конкуренция на выборах высока. Весной 2018-го президент Порошенко и Верховная Рада (парламент Украины) подали патриарху Константинопольскому Варфоломею прошение об автокефалии Украинской православной церкви. К этому прошению присоединились УПЦ КП и УАПЦ. В УПЦ МП есть иерархи, желающие независимости от РПЦ, но точное их число неизвестно, к прошению автокефалии они не присоединялись.

Летом 2018 года делегация иерархов Константинопольского патриархата объехала другие православные церкви (каноничные), обсудив с ними возможность автокефалии для Украины (и, надо полагать, для Македонии тоже). После этого РПЦ активизировалась – украинский олигарх и депутат Верховной Рады Вадим Новинский (спонсор УПЦ МП) дал интервью, в котором заявил о гражданской войне в случае предоставления автокефалии, и организовал поездку иерархов УПЦ МП в Фенер. С несколькими заявлениями выступали митрополит Онуфрий и глава ОВЦС РПЦ МП митрополит Иларион (Алфеев). Синаксис в августе прошёл без шума, но уже 31 августа патриарх Кирилл приехал в Стамбул и встретился с патриархом Варфоломеем, по окончании этой встречи Фенер официально заявил о том, что автокефалия будет дана. Варфоломей назначил своих экзархов в Украину, РПЦ заявила о неких ответных действиях и объявила (по ссылке перечислены все обиды РПЦ на Фенер) о прекращении сослужения епископов РПЦ с епископами Константинопольской церкви и поминания патриарха Константинопольского во время Литургии, а также о выходе из организаций, в которых участвуют представители Константинопольской церкви – по сути, почти полностью разорвали отношения (хоть и не дипломатические).

Что будет дальше, непонятно. Вероятнее всего, пройдёт объединение УПЦ КП и УАПЦ, в октябре синод Константинопольского патриархата постановит дать этой объединённой церкви автокефалию, патриарх Варфоломей подпишет томос и в Украине из четырёх православных церквей станет две – УПЦ и УПЦ МП.

Будет ли раскол в православном мире, я писал здесь (там же ссылки на очень толковые статьи по этой теме, обязательно их прочитайте): https://thequestion.ru/questions/431931/vozmozhen-li-raskol-mirovogo-pravoslaviya-blagodarya-politike-konstantinopolskogo-patriarkhata

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

На самом деле, вопрос автокефалии в Украине — это разрешение гештальта трехсот летней давности. Сейчас РПЦ говорит о том, что не хочет потерять днепровскую купель, какие-то другие памятные места и т.д., но это вопрос более мировоззрения, чем материального. Лишившись Украины, РПЦ перестанет быть единственной настоящей православной церковью на территории Руси, чем перечеркнет несколько веков своей крайне спорной истории.

С одной стороны, Украина ещё в 17 веке была главным поставщиком кадров в русскую церковь. С другой стороны, не всем в русской церкви это нравилось и в некоторые старообрядческие деятели до сих пор призывают гнать 'малороссийское поветрие'.

Ещё с Позднего Средневековья православная церковь в Украине имела тесные связи с Константинополем, за что греки её очень любили и называли Русия Микра по аналогии с Эллада Микра — не малой, а изначальной, правильной, настоящей Русью. Северо-восточная Русь же стремилась к обособлению и с греками без особой необходимости не контактировала вообще, более того, когда турки взяли Константинополь, появилось мнение, что греки уже не те, Царьград пал, потому Третий Рим и оплот православия будет здесь у нас. Этот незначительный, казалось бы, момент оказался одним из важнейших в истории православия.

Во второй половине 17 века, после того, как Богдан Хмельницкий и царь Алексей Михайлович заключили личную унию Гетманщины и Московского царства, в русской церкви началась своеобразная реформация. Причин тому было две: патриарх Никон и влиянием Киева. Алексей Михайлович и патриарх Никон были большими любителями всего греческого, потому с присоединением Украины и сменой юрисдикции украинской церковью, началась реформа церкви русской, что привело к тому самому Расколу.

С этого времени украинская церковь оказалась в странном положении: с одной стороны, она стала косвенным объектом лютой, бешеной ненависти части русских, до того бывших к ней безразличными, с другой — влияние выходцев из киевской, черниговской и других украинских бурс было таким большим, что более точным будет сказать, что русская церковь стала украинской. Что характерно, Украина остаётся кадровым резервом для РПЦ до сих пор.

С другой стороны, Российская Империя довольно сильно боролась с украинской идентичностью с начала 19 века вплоть до перестройки казацких храмов в стиле украинского барокко в классицистских формах. При этом, украинская православная церковь стала серьёзной опорой монархии и распространения малороссийской идеологии.

Ситуация резко изменилась с Революцией, когда монархии не стало. Украинская церковь оказалась в непростой ситуации, когда одна её часть продолжала работать на режим, а другая — стала его жёсткой оппозицией. При этом, УПЦ КП является более прогрессивной, чем РПЦ и филиалы, что также поливает масла в огонь. УПЦ совершенно спокойно относится к евроинтеграции, многие служители имеют биометрические паспорта, в том числе, сам патриарх. В РПЦ же, в свою очередь, есть сильное влияние мракобесов, боящихся штрих-кодов и биометрики.

Таким образом, получается, что конфликт между украинской и русской церквями гораздо глубже, чем просто делёж сферы влияния. 

Ответить