V Vn
15 сентября 00:45.
81

Почему стоики считали, что нужно принимать судьбу, и при этом одобряли самоубийство?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

А в чём конфликт, если так смотреть? Тот "кейс", который Вы имеете в виду - а именно, самоубийство Сенеки, произошёл по приказу Нерона. То есть Сенека совершенно принял свою судьбу, хотя мог бы и свалить, как многие в такой ситуации и сделали бы. 

Аналогично, кстати, и с Сократом - известно из Платона, что вроде бы ему предлагали бежать из тюрьмы и избежать казни. Но он отказался и объяснил это тем, что, упрощая, "Закон выше меня - сбежав сейчас, я предам то, чему учил". Это не совсем само-убийство, но всё же тоже принятие судьбы.

Строго говоря, всё же - стоики не одобряли самоубийство. Но и не порицали.  Дело опять же в стоической этике - где безусловной ценностью считалась исключительно добродетель. Жизнь - относилась стоиками в разряд "предпочтительных, но безразличных" вещей.

Таким образом, если самоубийство противоречило добродетели (например, избегание ответственности, трусость перед большими страданиями, другие формы малодушия) - то оно, соответственно, было порицаемо; если же оно добродетели способствовало и ею мотивировалось - то это было похвально за счёт этого.

P.S./UPD.: вообще стоит вспомнить, что в Древнем Риме достаточно длительно самоубийство не было чем-то таким экстраординарым. И знатные патриции с жёнами безо всяких приказов падали на мечи только так, на зависть разным самураям позднее - и особенно это как-то обществом не осуждалось. То есть культурный контекст тоже здесь роль играет, философия не в вакууме существует.

5
Прокомментировать
Ответить