Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как проходила приватизация в 90-е годы?

ПолитологияЭкономика+2
Соня Лебедева
  · 501
российский государственный деятель  · 13 сент 2018

Давайте тогда вернемся к крупному городу-миллионнику Санкт-Петербургу, вы там работали с 1991-го по 1993-й год, курировали приватизацию. Может, расскажете о своих достижениях?

Я считаю, что в Питере мы провели очень быструю и очень качественную малую приватизацию. Мы приватизировали все многоэтажные дома, все магазины, пункты общественного питания, бытовое обслуживание. Причем приватизировали вместе с помещениями, что редкость. В общем, мы дали очень серьезный толчок развитию малому и среднему бизнесу. Сопротивление было колоссальное, потому что нужно было не только продавать магазины, но и разрушить торги, мы вступили в противостояние с торговой мафией (мафией она, конечно, не была, но это была бюрократическая вертикаль, которая долгие десятилетия руководила всей торговлей в всем общественным питанием в Санкт-Петербурге, ну тогда в Ленинграде). Можете себе представить, как люди себя все считали королями жизни, и как мы всех их оставили без работы, без ночи, без подчиненных, без влияния, которое у них до этого было. Это встречало сопротивление, было много забавных историй, но у нас просто сейчас нет на это времени. Это тема для отдельного разговора, они скрывали от нас даже перечень магазинов, который есть в Санкт-Петербурге. Когда мы требовали перечни, они давали нам неполные, мы проверяли и выясняли, что там половины магазинов нет, которые есть в реальности, они хотели оставить у себя какой-то ресурс. Тогда мы взяли телефонный справочник – это была моя идея – и по телефонному справочнику сделали городской справочник приватизации.

А кто в основном был покупателем? Это были трудовые коллективы или частные торги?

В основном покупали трудовые коллективы, примерно 80%. Та программа приватизации, которая была утверждена Верховным Советом, подразумевала большие льготы для трудовых коллективов

Там же по остаточной стоимости было по копейкам буквально.

Нет, по остаточной стоимости — это чековая приватизация так проводилась, которой еще тогда не было. А в 1991 году была обычная приватизация с трудовыми коллективами, правда, ваучеры появились уже осенью 1992 года, а до этого почти все полугодие 1992 года мы продавали за деньги, причем основная масса магазинов, ресторанов и столовых была продана именно тогда. Но трудовые коллективы имели колоссальные льготы, там была чуть ли не 50% скидка. Причем они могли торговать на аукционах, и когда доходили до какой-то цены, то они имели скидку 50% или 30%, это давало очень серьезный гандикап и отпугивало серьезных конкурентов. Все равно трудовых коллективов боялись, с ними не хотели иметь дело, их приходилось убеждать. Но на самом деле это подтвердило экономическую теорию, которая была распространена до этого: неважно распределение собственности, поскольку включился рынок — кто-то обанкротился, кто-то распродался и к середине 1990-х. Эти трудовые коллективы уже не владели той площадью, которую они занимали, более того, они уже давно сменили профиль: там где были рестораны, стали магазины и наоборот, магазины поменяли профиль. Поэтому, конечно, рынок заработал, и магазины диетической торговли исчезли с Невского проспекта, зато появились магазины Prada и Gucci.

Я читал в вашей книге про парикмахерскую, которой не должно быть на Невском проспекте, а должно быть что-то другое.

Ну да, поэтому золотая миля — это золотая миля, а социальная торговля ушла на периферию города, поэтому вот тогда мы и поверили в «невидимую руку рынка» Адама Смита.

А денег много для бюджета удалось собрать, не помните?

Это были небольшие цифры, потому что были большие льготы. Цена обычно не отрывалась от стартовой.