Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём главные проблемы панславизма ?

Проблемы
Анонимный вопрос
  · 430
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 10 сент 2018  · a-l-e-j-o.livejournal.com

1) В том, что сейчас это практически бессмысленное движение. В основном все славянские народы (ну лужицким сepбaм не повезло, больше никого не могу вспомнить) имеют сейчас свои национальные государства, и никем не угнетаемы. Ну и чего добиваться панславистам? Создания какой-то единой страны? А зачем? Да, где-нибудь в Китае диалекты вроде единого языка могут отличаться больше, чем даже pyccкий с чешским. Зато славянские страны все уникальны в своей культуре, национальным языкам, истории. Жемчужины нет смысла склеивать в одну. 

2) Тут же возникает проблема, актуальная для всех пан- движений, будь то со стороны германцев, романцев, или тюрок. Обязательно найдётся страна, возжелающая в случае объединения родственных народов, стать центром, и установить всё по своему образу и подобию. Среди славянских народов такая ситуация особенно характерна. 

В XIX веке был такой политический деятель Вацлав Гавличек, которому принадлежит замечательное высказывание: «Рyccкие называют всё pyсскoе славянским, чтобы потом назвать всё славянское pyсским». Он ведь был вначале ярым русофилом и панславистом. Но после того, как побывал в Рoccийскoй империи, его иллюзии развеялись. Опыт XX века весьма подтвердил его слова. 

Но, справедливости ради, не только про Pocсию это можно сказать. Например, на Балканах ceрбы пытались в том же веке, под видом всё того же братства, сделать из соседей по Югocлавии сepбов. Во времена королевства вполне явно. Во времена коммунистического режима было несколько сложнее, но войны 1990-х гг. расставили приоритеты. Для многих сepбов идея единой Югославии в сознании тесно перемешивалась с сербской национальной идеей, так же как для многих наших, увы, рyccкая идея - это возрождение или coветской, или дореволюционной империй. 

Болгары не особо признают существование македонской нации.

Чехи во времена Чехословакии смотрели свысока на словаков.

Поляки ностальгируют по Речи Посполитой, и некоторые из них до сих пор искренне думают, что Украина и Беларусь всё суть бывший польский мир; не теряют надежду вернуть "Восточные кресы" , и научить местных уму-разуму и польской культуре. 

Нет, конечно совместные культурные проекты, изучение языков, безвиз - это всё красиво. Но хорошо работать будет только когда все соответствующие страны и нации научатся уважать друг друга, признавать границы, суверенитет, национальную идентичность и порядки соседей.