Где заканчивается политическая философия и начинается политология? В чем принципиальное различие этих двух наук?

2214
3
0
3 октября
00:34
Ответ партнёра TheQuestion
сентябрь
2016

Придётся для начала разбораться с терминами. «Политическими философами» у нас нередко называют самодумов и гениев, каждый из которых изобретает собственную Общую Теорию Всего, поскольку считает, что в философии якобы всё равно ничего невозможно доказать. Однако синонимом «политической философии» неслучайно выступает «политическая теория» - ветвь философской мысли, которая обращается к принципиальным вопросам совместного существования людей. Это означает, что политическая философия – поле со строгими принципами построения теории, техниками получения нового знания, правилами исследования и рассуждения.

В то же время, слово «политология» используется в основном в России, причём часто им обозначают политтехнологов, публицистов или просто «информированных людей», которые владеют «инсайдами» из коридоров власти – словом, людей, которые не имеют никакого отношения к научному знанию. В основных языках мира гораздо чаще используется словосочетание «политическая наука» – оно обозначает дисциплину с собственными методами получения и проверки объективного знания.

Между политической наукой и политической философией есть несколько основных различий. Во-первых, политическая наука строится преимущественно как «безоценочная» наука, беспристрастно рассказывающая о вещах как они есть. Ключевая задача политической философии – напротив, вырабатывать нормативные оценочные суждения, говорить о том, что желательно и что опасно, то есть отвечать на вопрос «как должно быть?». Разумеется, для этого необходимо понимать, как объективно обстоят дела, однако политическая теория не ограничивается этим, её ответственность выше.

Во-вторых, несмотря на свою предполагаемую нейтральность, политическая наука на самом деле построена на идеале современной либеральной демократии. Она разбирается во внутреннем устройстве либеральных режимов лучше всего, и именно с ними она обычно сравнивает все прочие формы политического устройства. Однако либеральная демократия имеет существенные недостатки – сегодня ясно, что она приводит к росту социального и экономического расслоения во всём мире, и собственно народное правление она исторически склонна ограничивать и сводить к минимуму. Одновременно с этим, как бы мы ни ценили её достоинства, следует признать, что сегодня она переживает непростые времена. Именно поэтому политическая наука оказывается не в состоянии предугадать и объяснить ключевые явления современности – социальные взрывы, политико-экономические кризисы, рост популизма и так далее.

Политическая философия на две с лишним тысячи лет старше, поэтому она даёт историческую перспективу. Для неё современные режимы – не догма, она знает, как они возникли, и понимает, как они могут исчезнуть. Благодаря этому у неё шире взгляд и она лучше видит тенденции.

В-третьих, политическая наука гораздо сильнее напоминает позитивную науку – в ней активно развивается математический аппарат, считают корреляции и делают на их основании выводы. При этом, к примеру, мало кто будет ставить под сомнение ключевые индексы, которые используют политические теоретики, вроде индекса гражданских свобод и политических прав, который считает Freedom House или индекс демократии от The Economist - принято считать, что это более или менее объективные инструменты. Для политической философии такие рейтинги сами по себе вызывают вопрос и являются предметом исследования. Ведь чем чаще их используют, тем больше мы верим в то, что они отражают понятия демократии и свободы, хотя сами эти понятия отнюдь не однозначны, и существует масса противоположных взглядов на то, что такое демократическое правление и какого человека следует считать свободным.

Вместе с тем, политическая наука даёт хорошее представление о том, как функционируют стабильные либеральные режимы, как в них работают политические и электоральные технологии, как выглядит распределение власти. Поэтому для политического философа знакомство с современной политической наукой необходимо.

24
0
октябрь
2015

Политическая философия -- это в основном интерпретация текстов и попытка поставить их в современный контекст. Что нам говорит Токвиль о современной демократии? Что нам говорит Платон о феминизме? Как правило, исследователи в области политической философии специализируются на каком-то одном авторе или периоде. Кто-то "специалист по классикам" (имеются в виду греки и римляне), кто-то -- "специалист по Возрождению" (в смысле -- по текстам Томаса Мора, Эразма и других).

Политология (политическая наука) -- это изучение процессов так или иначе связнанных с властью. Она отвечает на вопросы о том, почему, скажем, происходят гражданские войны и войны между странами, или как разные политические режимы ведут себя во времена экономических кризисов. Иными словами -- исследовательские вопросы связаны не с текстами, а с реальными событиями. Поэтому политологи специализуруются либо в конкретных вопросах -- "войны", "институты", "политика в автократиях" или в конкретных регионах мира -- "Ближний Восток", "Африка", и так далее. Кроме того, в политологии гораздо шире распространено математическое моделирование и статистический анализ данных.

6
0
сентябрь
2016

Думаю, что примерно также, как аксиология и этика. Аксиологию однозначно можно отнести к философии, по поводу этики я сомневаюсь.Философия - это беседа о крайних определениях. Там где ученого интересует действующая причина какого- то явления, то философ задается вопросом- "что такое причина?" Таким образом, политическая философия, имхо,- дискуссия о том, что такое полис, в чем его существенные- отличительные признаки, а далее абстрагируясь до государства(Платон), ценностей и т.д. Политология, как и этика- нормативно- прикладная, наверное, вещь.

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта