Гоша Сахаров
сентябрь 2018.
12708

Реально ли нам нужна математика в жизни так, как нам это говорят?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
4
9 ответов
Поделиться

Вспоминается очень короткий комикс, где ученик спрашивает школьного учителя: "Скажите, неужели нам и правда нужна будет эта бестолковая математика?" А учитель спокойно отвечает: "Нет-нет, Джимми, математика будет нужна только умным детям".

В школе (и за ее пределами) очень часто повторяют этот тезис о важности математики, но спроси почти любого школьного учителя почему это так, и в лучшем случае вам ответят что-то про высчитывание процентов по ипотеке.

Если бы дело было лишь в изучении простейших арифметических операций и процентов, то всю лавочку можно было бы прикрывать уже в классе шестом. К чему эта планиметрия, стереометрия, дифференцирование и жуткая тригонометрия? Нужно ли вам знать производную синуса в обычной жизни? Нет. Понадобится ли вам когда-нибудь высчитывать сечения куба разными плоскостями? С высокой вероятность — нет. Примените ли вы где-нибудь знание, что интеграл х равен х^2/2 вне уроков математики, если не собираетесь овладеть технической профессией? Очевидно нет. Значит ли это, что математика переоценена? Нет.

Изучение математики в школе (и далее в институте, если она у вас там есть) служит двум важнейшим целям: она учит вас логическому мышлению, и она учит вас абстрактному мышлению. От того как хорошо вы научитесь это делать, напрямую будет зависеть качество вашей жизни.

Видите ли, наш мир, как мы его понимаем, рационален. Это значит, что он постижим с помощью законов логики. Отсюда следует, что обладатели логического мышления имеют преимущество перед теми, кто имеет проблемы с логикой. Кстати с этим же связан тест IQ, где интеллект отождествляется с умением логически мыслить (я знаю, что многие не понимают почему это так). Рациональное мышление помогает вам планировать будущее и распланировать настоящее.

Абстрактное мышление вещь более сложная, но тоже необходимая. Умение мыслить абстрактно поможет вам решать класс задач и применять одно и то же уже известное решение к проблем из этого класса, вместо того чтобы решать каждую отдельную проблему с который вы сталкиваетесь. 

И логическое и абстрактное мышление необходимо развивать, причем с раннего детства. Математика — это квинтэссенция обоих этих понятий. Смотрите сами, например, переход от арифметики (операции с цифрами) к алгебре (операций с буквами) это переход к более абстрактной модели. Вместо поиска конкретного численного ответа, вы изучаете поведение функций. А структура математики: постулированная система  аксиом — доказанные из них теоремы — это отражение применения логики.

Так что ваша жизнь не изменится от того будете ли вы знать чему равен интеграл х или нет. Но она изменится в лучшую сторону, если  вы поймете почему интеграл х равен тому чему он равен, а не чему-нибудь другому. В изучение математики важно не запоминание результата, а понимание процесса. И это ключевой момент! К сожалению, в большинстве школ все сводится к зубрежке, а это абсолютно бессмысленно. Это чудовищная трата времени и ресурсов.

P. S. Всему тому же может научить программирование, как это ни странно. Но только настоящее, где обученние начинается с изучения гейтов и железа и перетекает в объектно ориентированный язык программирования через ассемблер.

Но к ксажелению, должно пройти еще лет 100, чтобы это вошло в обиход и появилось достаточное количесво квалифицированных учителей для всех школ.

Анна Синельниковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
87
-2

Очень крутой ответ, спасибо

+6
Ответить

"Нужно ли вам знать производную синуса в обычной жизни? Нет"

А Вы знаете что он вот 100% не пойдет учиться на специальность где этого помнить не надо ?

-1
Ответить

Вокруг полно людей, которые учили математику в школе и в ВУЗе, и абсолютно не владеют лгическим мышлением в житейском смысле, оперируют дикими стереотипами, не способны породить ни одной своей мысли. При этом в работе математику используют. Просто есть такое суеверие, что если человек хорошо знает что-нибудь одно (математику, историю искусств, иностранный язык), то и в чем-то другом, никак не связанном, он будет хорош. Но нет, это так не работает. Слишком много людей, знающих матан, хороши именно в нем, и только. Так что факты опровергают эту странную неподтвержденную теорию о том, что математику надо изучать, чтобы и в реальной жизни уметь принимать решения, логически мыслить, итп.

+5
Ответить

Соглашусь, и помоему умение мыслить логически зависит от типа нервной системы а не от уровня интеллекта (в моем понимании уровень интеллекта сводится к уровню IQ)

+1
Ответить

Лол, ваше "фактическое опровержение" как раз хороший пример невладения логикой.
Во-первых, это не факты, а ваши жизненные наблюдения (ну или вы забыли пруфлинк прикрепить).
Во-вторых, вы не знаете, насколько всё плохо было бы у людей, о которых ведётся речь, если бы они не изучали математику. Уровень владения логикой величина не бинарная. Если она мала, это не значит, что она никогда не была повышена. 

В-третьих, даже если кому-то занятия математикой не помогают, это не доказывает отсутствие ценности в её изучении: скажем, математика развивает мышление у каждого второго. Этого было бы не достаточно? 

Мне не очевидно, правда ли математика что-то развивает и полезна, но ваши "факты" уж явно не годятся на роль опровержения такого утверждения.

+2
Ответить
Ещё 9 комментариев

в школьной математике понимала все процессы, а в универе так много разной сложной математики, что не хватает времени и мысленных ресурсов даже на то чтобы зубрить результат, приходится просто списывать все экзамены (

-1
Ответить

Почему не рассуждать дальше, допустим выучили кучу математиков-абстракционистов, а работать тогда кто будет? Пушкин). То же было с шахматистами, все играли в шахматы, за книжками в очереди стояли, образование было лучшим в мире и что в итоге? Пришёл Путин и сказал главное-спорт! Футбол, хоккей и бадминтон..

+2
Ответить

тест IQ, где интеллект отождествляется с умением логически мыслить

Я бы не сказал, что IQ измеряет умение логически мыслить. Скорее, умение видеть закономерности и, в меньшей степени, пользоваться ими. А это скорее аналитическое, абстрактное и инсайтное мышление, нежели логика.

Но в целом с ответом согласен.

+4
Ответить

Елена, во-первых в ответе нигде не говорится, что понимание математике — это достаточное условие. Я лишь говорю, что это условие необходимое. (забавно, что приходится использовать математические термины :))

А во-вторых между изучением математики и ее понимание находится пропасть. Как я уже писала, к сожалению, изучение (особенно в школах) направлено на зубрежку, а не на понимание. Между "использовать математику в работе" и "понимать математику" опять таки большая разница. Например, научить старшеклассника дифференцировать очень просто. Все сводится к нескольким четко определенным правилам и таблице производных. Всё. Теперь он может это использовать. Для решения задачек совершенно не нужно понимание производной, знание и понимания ее определения. То же самое с "знать матан хорошо". Большинство "хороших знатоков матана" просто обладатели хорошей памяти. Они помнят множество определений и теорем, но это знание не образует в их головах стройной математической теории, скорее таблицу правил. По-крайней мере мой опыт таков.

+1
Ответить

Да проще же всё, математика инструмент. Арифметика инструмент бытовой. Матан-профессиональный. Если гараж набит неиспользуемой фигнёй, то это тешит самолюбие.. какое, блин, изучение, если нет применения? Далее КПД от .. Сюжет-"нет правды жизни"(полотёр Басов в фильме А я иду..) Знаю гения математики, профессора, преподавателя, член АК Наук..такого удивительно тупого по жизни..)

0
Ответить

А в чем тогда абстрактность мышления, если оно помогает решать задачи определенного типа по известному алгоритму?

0
Ответить

Уважаемая, Анна, неужели нет других более простых и экономически обоснованных методов обучения логическому и абстрактному мышлению?) Зачем дёргать левой рукой правое ухо(если оно не чужое)? Вы осень заблуждаетесь, "математика нужна умным детям"-этим всё сказано. Насните с Лобачевского и Пуанкаре или ограничьтесь Евклидом с Аристотелем. Мне хватило Ебница. Математика антропоморфный атавизм человечества (гаджеты решат все необходимые задачи).))

-2
Ответить

Анна вы забыли константу интегрирования и про "правильное" программирование написали практически чушь.

В остальном ответ, без преувеличения хороший.

0
Ответить
Прокомментировать

не думаю. разумеется, базовые знания нужны всем для обычной бытовой жизни, так же как и прочим предметам. чтобы сосчитать, на сколько ты купил продуктов в суппермаркете или свою зарплату, или еще что-то в таком духе. более высокий уровень математики мне пока что ни где не пригодился, и думаю, пригодиться может только в определенных профессиях или занятиях.

11
-3
Прокомментировать

Только математик знает, что если сначала по диагонали разрезать колбасу, а потом развернуть обертку от неё, то получится график синуса...

А если серьёзно - вся жизненная математика сводиться к подсчету стоимости корзины в супермаркете и расчету долей сахара при приготовлении варенья. Все остальное за нас либо считают другие люди, либо считает компьютер.

Другое дело, что специфика Вашей профессии может быть такова, что вам пригодится математика в полном объеме.

10
-4
Прокомментировать

Есть расхожее выражение о том, что в школе людей учат только трём практически полезным вещам: читать, писать и считать деньги. И в очень большой степени это так и есть. Но если это так, то нужно ли тратить на обучение более десяти лет? Очевидно, нет. Этим трём навыкам человека можно обучить гораздо быстрее. А практическая полезность всего остального действительно под вопросом. И к математике это относится в первую очередь. Её отрыв от реальности происходит быстрее всего. Таким образом, можно сделать вывод о том, что смысл школьного обучения состоит в чём-то другом. Не в том, чтобы приобрести полезные навыки.

На самом деле, главная задача школьного обучения состоит в том, чтобы отсортировать людей по их способностям. И есть только один способ выявить способности людей. Нужно пытаться их учить все более и более сложным вещам, постоянно проверяя то, насколько хорошо они усваивают материал. Только так можно обнаружить реальный предел возможностей каждого. Практическая полезность знаний при этом совершенно неважна. Вполне можно было бы давать какие-то чисто декоративные знания. Например, знания о вселенной Star Trek или дотракийский язык. Базовая задача при этом всё равно бы решалась. Способности людей к обучению успешно бы выявлялись. Но это как-то тупо. Если уж учить людей чему-то, то пусть это будут знания, которые хоть кому-то из них пригодятся.

Убрать математику из того объёма знаний, которые даются, к сожалению, никак нельзя. Это ключевая дисциплина для всех технических областей. От способностей к математике зависит то, сможет ли человек в будущем обучиться практически полезным знаниям и навыкам в любой технической сфере. Сама математика ему при этом, может, и не пригодится. Но ему пригодится то мышление, которое формируется при её изучении. У гуманитариев есть свои центральные дисциплины. Это всё, что связано с языками: русский язык, литература, иностранные языки. Эти предметы формируют гуманитарное мышление точно так же, как математика формирует техническое.

Единственный способ как-то улучшить систему - дать возможность прекращать обучение раньше. Тех, кто не демонстрирует никакого прогресса уже после четвёртого класса, не имеет смысла держать в школе дальше. Хорошо бы им сразу пойти работать. К сожалению, это невозможно по социальным причинам. Детский труд давно запрещён. И пока вроде бы нет тенденции к тому, чтобы обратно его разрешить. Так что, видимо, людям всё-таки придётся мучиться в школе до того возраста, когда можно будет пойти работать. Особенно сильное сочувствие вызывают те, кому плохо даётся математика. Им реально сложно. С какого-то момента там начинается реальная жесть. Возможно, следует сделать какие-то отдельные школы для гуманитариев, куда можно будет переводиться после какого-то класса. Чисто из милосердия.

5
-1
Прокомментировать

Маленький практический пример.

Наличие уроков "финансовой грамотности" не влияет на то, что взрослый человек будет разумно распоряжаться деньгами.
Хорошие оценки по математике в школе -- прямо влияют на то, что во взрослом возрасте человек будет распоряжаться деньгами с умом.

*) Для педантов: формально надо читать "отсутствует\имеется корреляция.
**) Исследования проводились в США -- там около 40 лет назад начали постепенно (от штата к штату) вводить уроки финансовой грамотности. На детях из соседних штатов и школ и провели это исследование.

1
0
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью