Заглушить болью внутреннюю боль. Шутки шутками, это может быть лучше, чем с той же целью убить себя. Хотя выглядят такие шрамы - бррр, страшно. Без шуток.
Аутоагрессия - чаще всего разворот на себя агрессии, которая вообще-то направлена вовне. Для подростков характерно, что их желания сталкиваются с границами, которые ставят родители. Части подростков сложно переносить, что у них море злобищи по этому поводу на, например, любимую (на самом деле любимую) маму. И осознать даже непереносимо. Так что на лохмотья маму, может, хотелось бы порезать. А режет, слава богу, себя.
Лечится то и другое знанием элементарной психологии, когда человек хоть немножко понимает себя и других, нормальным контактом с родителями. И/или обращением к психологу/психотерапевту средней руки.
- Мода.
Поделюсь опытом, но сперва обозначу - это не выход и выходом никогда не являлся.
Желание возникает в тот момент, когда словомешалка в голове не дает покоя и начинается паника, когда все мысли либо далеко о будущем со всеми ожиданиями, которые ты никогда не реализуешь (в этот момент кажется что все пусто и невозможно, сколько усилий не прикладывай), или в прошлом, которое не можешь изменить, но якорит беспощадно. И вот тебя кидает от прошлого к настоящему и обратно кажется, что бесконечное количество раз... В этот момент селфхарм позволяет разуму сосредоточиться на здесь и сейчас. Только остановка сознания в настоящем моменте мне помогает прийти в себя. К сожалению не умею применить и употребить практики медитации, чтобы достичь этого состояния без ущерба к себе, но я работаю над этим.
психолог, медитации, осознанное поведение и мысли - это выход.
Как человек, занимавшийся "селфхармом" 10 лет назад (конечно я тогда не знал такого слова), скажу, что ни разу не удалось объяснить другим причины. Большинство считает, что это следы от неудачного самоубийства. Но, по факту, я не планировал ничего такого и я знал, что эти порезы, хоть и выглядят страшно, но не опасны для жизни.
Мне просто казалось что я какой-то неправильный, что со мной все не так. Я обвинял себя во всех своих неприятностях и мне хотелось как-то себя наказать. Потом, в какой-то момент я осознал, что это бессмысленно и легче не становится. Но шрамы останутся навсегда.
Отвечу как человек, который этим занимался и дозанимался до того, что на левой руке нет живого места. Физическая боль правда заглушает внутреннюю. Когда жизнь идёт по одному месту и тебе кажется, что ты эмоционально мёртв, только физическая боль может тебя спасти. Ты сгибаешь порезанное запястье и чувствуешь боль, т.е. чувствуешь себя живой.
Так делать нельзя. Я вроде как завязала, тем не менее мне мне иногда до одури хочется это сделать. Я борюсь с этим, но в рюкзаке всё равно лежат лезвия 'на всякий случай'. Однажды я около часа просидела с ними в ванной, хорошо, что смогла себя перебороть. Но это ощущение, когда ты заходишь под душ, и вода бьёт по свежим порезам, не сравнить ни с чем. А когда я вижу фотографии шрамов, у меня начинает сладко ныть запястье от предвкушения...
Сама этим не занималась, но все мои знакомые, которые себя резали - были просто позеры, которым лишь бы пострадать на публику.
Не говорю, что все такие, но у моих знакомых было так.
А возможен такой вариант, что человек пытается привлечь к себе таким образом внимание? То есть специально оставляет порезы на видных местах, чтобы это видели другие люди? Что делать в такой ситуации? Ведь, если обращать на это внимание, не исключено, что человек будет увлекаться этим все больше и больше, т.к. его "стратегия" работает?
Возможен. Вообще, поведение часто 1) полимотивировано (то есть имеет не одну причину, а несколько); 2) ещё мотивы при этом двойственные (одновременное присутствие противоположных стремлений, - амбивалентность).
То есть может быть стремление и к тайне (скрыть под одеждой), и надежда - случайно, кто-нибудь, увидьте, - помогите!..
Но тут вопрос, а вам, как другому человеку, что с происходящего?
Если это человек, вам близкий, - вы сделаете шаг к нему, попробуете, чтобы он пустил вас в свою боль, и там помочь ему, если сможете.
Если вы с человеком никак особенно не связаны, - да и пусть его. Это ДРУГОЙ человек. Это ЕГО жизнь. И он вас не просит его "лечить", поддерживать то, не поддерживать это.
В конце концов, если основной мотив шрамирования - демонстративность, истероидность, - ну так человек перепашет себя так или этак, не шрамами, так татуировками с пирсингом, - и ему от этого будет хорошо, этот терновый куст - его дом родной.