Что такое гипертекст?

1822
2
1
2 октября
00:14
Фотография: Doyle Partners
октябрь
2015

Словом гипертекст называют особую организацию текста, в котором переход возможен не только от тезиса к тезису, в порядке их развертывания (чтение подряд), но и минуя промежуточные тезисы, через гиперссылки (чтение по ссылкам). В основе гипертекста лежит модель множеств: текст представляется областью пересечения различных множеств, которые необходимо развертывать, раскрывать, извлекать смысл из каждого, для чего переход по ссылкам оказывается более надежен, чем простое чтение подряд. При этом в гипертексте нет привилегированных множеств, в отличие от простого текста, для которого привилегированным множеством будет оглавление, краткое содержание, конспект или сведение содержания в формулы и таблицы. Гипертекст во многом создан христианской культурой: необходимость цитировать различные места Библии в подтверждение отвлеченных тезисов потребовала заменить свиток кодексом (книгой, которая одновременно может быть заложена на разных страницах) и находить "параллельные места" в Библии: например, соответствия между пророчествами Ветхого Завета и событиями Нового Завета. В традиционной книжной культуре гипертекст создавался отсылками на полях или сложным многоуровневым устройством указателя к книге, современные информационные технологии позволяют размечать текст и обеспечивать переход простым запросом (нажатием на выделенный гиперлинк). Признаки гипертекста мы находим во многих произведениях современной литературы, построенных по принципу ветвящегося "дерева", а не линейного изложения от начала к концу.

25
0
декабрь
2015

Следует добавить к ответу Александра Маркова, что не только древовидное устройство текста практикуется в литературе. Одной из основных черт современного гипертекста является не возможность "перескакивания" или "развертывания", а принципиальное отсутствие Начала текста и его конца. Самый показательный пример такого текста - это Википедия, в рамках которой, в теории, можно бесконечно переходить от текста к тексту и от смысла к смыслу. По сути, это бесконечный текст, который выстраивается каждый раз заново, в зависимости от читателя и пользователя. Одна из поднимаемых философских проблем, таким образом, "Взаимосвязь всех явлений природы, человека, его фантазий/конструкций (текстов обо всем)". В художественной литературе такой гипертекст (без начала и конца) попытался воплотить Милорад Павич со своим "Хазарским словарем".

Однако, есть и принципиально иная трактовка понятия гипертекст (не в техническом, а литературоведческом плане). Она принадлежит и воплощена в художественных работах Умберто Эко: гипертекст как многоуровневый текст. Здесь имеются ввиду не классический еще для средневековья поиск четырех уровней смысла [священного] текста (буквальный, моральный, аллегорический, анагогический), а в целом утверждения, что составленный определенным образом текст будет обладать множеством "уровней" и "отссылок", распознать которые сможет только подготовленный читатель. И таким приемом автор может попытаться выразить свою мысль еще яснее, давая своему читателю своеобразную игру в прятки.

Отходя от Эко, схоластиков и абсолютизируя их наблюдения, можно сказать, что любой текст является гипертекстом, так как отсылает к опыту автора и, что боллее важно, его читателя (и жизненому и культурному). Момент, когда текст становится "гипер", это, к примеру, когда вы восклицаете "я это уже видел там-то/так-то".

8
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта