Зачем людям нужны религии и почему плодятся новые, причем довольно успешные?

469
1
1
1 октября
21:03
октябрь
2015

Потому что религии обращаются к инстинктивно-гормональным формам поведения. Об этом лучше всего писал профессор С.Савельев. В интернете много роликов на ютубе и его книг. Человеческое поведение формируется из двух составляющих. Одна из них ― то, что нам досталось от животных ― инстинктивно-гормональные формы организации поведения. Это три простых принципы: еда, размножение и доминантность. Это, то, что у нас прячется в мозгах, и мы это называем словом «хочу».

Вторая же часть ― это уже социально выработанная форма поведения, за которую отвечает уже другая часть мозга. Это кора с бороздами и извилинами, которая предопределяет нашу рассудочную деятельность. То есть рациональное и разумное социальное поведение, которое позволяет нам не резать друг друга на улицу впрямую, не отнимать, а зарабатывать деньги и на них покупать.

И вот нормальный человек всю жизнь мучается и мечется между двумя проблемами. С одной стороны, он хочет поступить как разнузданный бабуин, размножаться везде, где только можно, красть, бездельничать и развлекаться. А с другой стороны, социальные условия вокруг него говорят, что так нельзя. Надо поработать, прежде чем размножиться.

На этих началах, паразитируют все теологические концепции. Все религии мира говорят, что есть ад, а есть рай, есть бог, а есть дьявол ― выбирай. Под дьяволом в тех или иных вариациях выбирается инстинктивно-гормональная форма поведения, которая человека разрывает изнутри из-за нашего обезьяньего прошлого. А «бог» означает социально осознанную, небиологическую форму поведения. Процесс мышления самый энергозатратный в организме. Поэтому

рассудок очень выгоден, если его подчинить некой религиозной идее. Мозг радостно туда бежит. Потому что он начинает экономить. Расход уже не 25% от всего организма, а 9%. Есть список правил, с которыми человек живѐт. Бейся лбом и вперѐд с песнями. И, в результате, возникает религиозный фанатизм, как способ эффективной экономии энергии мозга. Вместо того, чтобы думать, он экономит энергию.

При этом не важен объект поклонения. В социологии религии есть пониятие квазирелигия (wikipedia.org). Например, либерализм, социализм и коммунизм,нацизм. Религиовед Е. С. Элбакян отмечает, что для квазирелигиозности исключительно присуща вера в «естественные события, в личности (культ личности напр.), а также процессы и создание на основе подобной веры определённых мифомоделей, как правило, находящих отражение и поддержку в массовом сознании».

Т.о. если более поверхностно, то религия - это перенос ответственности. Мы делегируем свою индивидуальность в набор правил. А глубинный мотив, ко-

нечно, ― экономия энергии.

Во-вторых, На основе обозначенного мотива также произрастает общественная поддержка религии. Когда общество не одобряет того, кто пытается выделиться тем или иным способом. Начинаться это может вполне бессознательно. У общества есть проверенный консервативный способ, который когда-то работал, почему бы не забыть о том, что он может устареть или быть непригодным в современных религиях и просто привить его подрастающему поколению. Из-за экономии энергии религиозные гипотезы кажутся более красивыми. Человеку трудно принять ответственность за свои действия, ограниченность временем и т.д., поэтому человек, который дает ответы на эти вопросы, опираясь на религиозную гипотезу, выглядит более привлекательным с точки зрения продолжения рода, чем научные объяснения, и уж тем более более привлекательным, чем дающий ответ "не знаю".

И в-третьих, о причинах возникновения религий. Религии возникают там где человечество не может дать ответ на вопрос "почему?". Например, основатели марксизма разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Таким образом, когда в науку вмешивается механизм, построенный на вере во что-то (а они вмешиваются из-за ограниченности в познания человека, вследствие отсутствия технологий на данном этапе, корыстных желания ученого, готового провести некорректный эксперимент, отсутствия компетенций и т.д, т.е. всего того о чем я писал в первом пункте), то эта ветвь науки превращается в профанацию. А позднее на таких ветвях строятся новые псевдорелигии.

Поэтому, даже не смотря на статьи, доказывающие отсутствие необходимости религии с точки зрения научных и общественно моральных аргуметнов (russ.ru), религии будут появляться и успешно существовать до тех пор, пока не изменится строение мозга и процесс человеческого мышления.

8
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта