Речь идёт не о стандартной ежедневной школьной ситуации, где ученик назван "учеником" по документом, но да-ле-ко не является таковым по сути.
Речь идёт об ученике, который является учеником по понятию.
Ученик приобретает свою суть, приходя к определенным качественным изменениям в своем сознании. Именно когда в ученике осознаётся пустота по предельно конкретному предмету, он становится готовым к приему. Это вечная-вечная притча про переполненную чашу есть абсолютная модель всего процесса.
Наполненность чаши не есть только лишь заинформатизированность, наличие слишком многих знаний. Наполненность чаши, куда больше нельзя наливать, это наполненность эгоизмом (обычным, животным, не пороком), это неспособность эту пустоту осознавать. Ведь чаша сознания любого человека полна только своим "я". Учителя можно принять, когда это "я" подвинется, даст место другому человеку. Кстати, Вы замечали, что когда это происходит, учителем могут назвать даже не педагога вовсе.
Разные причины, почему "чаша может опустошиться":
- человек испытал трудности и познал вредоносность эгоизма, для этого на востоке ученикам давали тяжёлые физические нудные поручения. Уходил или эгоизм, или человек вместе со своим эгоизмом.
- человек проникался другим человеком и уступал ему место: влюбился, зауважал, увлекся идеей.
- человек осознанно пришел к сути данного процесса и смог "подвинуть" эгоизм интеллектуально.
Когда место в сознании появляется, его заполнение новым становится возможным и... Ученик находит своего учителя, который, вполне возможно всю жизнь рядом с ним жил:)