Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем проводят укрупнение регионов?

ПолитологияПолитика+4
Олег Вятищев
  · 3,5 K
Политолог, Friedrich Naumann Foundation for Freedom  · 26 авг 2018

Политикой укрепления российские власти хотят решить сразу две основные проблемы – стабилизировать экономическую ситуацию в экономических округах и стимулировать эффективность работы местного самоуправления (демократизация), чтобы сократить затраты на чиновничий аппарат.

Под стабилизацией подразумевается объединение экономически развитых регионов с наименее развитыми. В России множество субъектов, которые слабо развиты в экономическом плане. Чтобы уравновесить богатые и бедные регионы, власти приняли решение их объединить в один субъект, когда богатые районы компенсируют затраты на бедный. Первый подобный прецедент случился в 2003 году, когда решили объединить крайне неразвитый Коми-Пермяцкий Округ с Пермской областью в Пермский край. Позже было объединение нескольких округов в Центральной Сибири с Красноярской областью в Красноярский край, объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край, объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край. Ключевые цели – снижение экономического «разрыва» между регионами, стимуляция местного самоуправления. Последнее, к сожалению, не смогло организоваться по причине того, что большинство российских граждан к участию в подобном процессе оказалось не приучено.

Нужно отметить важный момент, почему российские власти проводят укрупнение регионов – это централизация власти. Федералам гораздо удобнее контролировать узкий бюрократический аппарат, чем целые региональные сети, которые могут действовать без оглядки на федеральную политику. Именно эта идея является основной. Кроме того, федеральная власть хочет скинуть финансовый балласт на сами регионы. Зачем проводить политику экономической поддержку для региона и выделять дотации для стимулирования экономического роста субъекта, и выхода его на самоокупаемость с перспективой в прибыль, если можно объединить с богатыми субъектами и уйти в нейтральный показатель, при этом у развитого региона будут снижаться экономические данные. Представьте себе, что Москву включили в Московскую область, а в область ещё присоединили Тверскую и Ярославские области. Москве как самому богатому району этого нового края придётся делить бюджет на все территории. Безусловно, денег у федерального центра станет меньше и на проекты сродни «Моя улица» может и не хватить.

Если бы федеральная власть была заинтересована в экономическом росте неэффективных регионов, то занималась бы этим вопросом более углублённо, изучая все существующие аспекты и проблемы. Начали бы с реформы распределения финансов и регионализацию субъектов (например, перевод некоторых государственных компаний с юридической регистрацией в регион, потому что сейчас многие госкорпорации, которые работают в регионах имеют юридический адрес в Москве, соответственно, и отчисляют налоги по месту своей юридической регистрации). Нужно, чтобы инвестиции не оседали в крупных городах, а шли дальше в регионы.