Unicum 1968
22 августа 21:16.
27

10-я заповедь: "Не пожелай дома ближнего твоего, ни его жены, ни его раба...". Пожелать - это грех, а рабство - нормально, да?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я бы добавил к ответу вот что. 

Рабство плохо настолько, насколько оно разрушает отношение к человеку как к личности. 

Но если посмотреть на современные формы отношений человека и работодателя, человека и государства, то можно увидеть тоже элементы рабства, хотя это и не будет так называться. 

Рабы не имели избирательного права в некоторых государствах, а сейчас в некоторых государствах большинство имеет право лишь формально одобрять, а фактически государство тоже никого не спрашивает. 

Раб не имел где-то права на справедливый суд, но и сейчас есть разная справедливость для разных людей.

И рабство в иудаизме не имело жутких форм знакомых по русскому крепостному праву. Да, можно было за долги, например, попасть в рабство (человек не может, не способен расплатиться и начинает работать за еду -- здесь зло начнется тогда, когда будет плохое отношение к человеку, а не когда он по справедливости возмещает ущерб как может). Но:

Однако закон Моисеев делал разницу между вещественной и личной собственностью: рабу была гарантирована телесная целость; увечье раба влекло за собой его освобождение, а убийство раба — ответственность господина (Исх., XXI, 20 сл.).

Вообще положение рабов у евреев не было тяжёлым, они считались членами семьи и находились в такой же зависимости, как жена и дети; отношения к ним были гуманные; господа нередко советовались с рабами (I Цар. IX, 5), роднились с ними (Быт. XXIV. Парад. I, 2, 34; Исх. XXI, 9). Благочестие требовало справедливого и мягкого обращения с рабами (Иов XXI, 13; Притч. XXX , 10). 

Почитайте краткую статью вики, почитайте ссылки, состояние того общество было не одобрением "крепостничество", а путем освобождения людей и совершенствования общества.

Тоже касается, например, многоженства. Да, оно было разрешено в ветхозаветные времена. А в новозаветные уже говорится о том что должно быть -- "один муж одной жены".

0

Хорошо что хоть отношение к еврейским рабам было гуманным, а не как у других древних народов: рабы - всё равно что рабочий скот.
Да и кого положение хуже: у еврейского раба, который, несмотря на гуманное отношение, не был свободным, или у современного вроде свободного работника, который ходит на работу как на каторгу? Работа далеко не любимая (жутко неинтересная, тяжёлая или нервная), начальник хам, коллеги - сволочи и придурки, есть только обязанности и запреты, а права - только право уволиться.
Но всё равно нехорошо в заповеди упоминать раба, тем более что вряд ли кто-то пожелает чужого раба. Это же не чужая жена-красавица, при взгляде на которую глаза горят.

0
Ответить
Прокомментировать

Для древних иудеев (а вы цитируете заповеди Моисея) совершенно обычная практика, да. В то время распространенная повсеместно. В ветхом завете полно и других весьма сомнительных по нынешним меркам вещей. 

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
Прокомментировать
Ответить