Freak Like You
август 2018.
626

Самоубийство - победа разума над инстинктанми?

Ответить
Ответить
Комментировать
5
Подписаться
3
7 ответов
Поделиться

Суицидальные поведение встречается у животных, самых разных. Уже это позволяет нам предположить, что суицид может не быть продуктом разума.

Я бы различал как минимум три типа суицида.

Первый - суицид, как следствие нарушений в работе мозга, влекущих за собой нарушения в работе мышления.

Второй - суицид, как следствие психических проблем экзогенного характера (потому что эндогенный - это те самые следствия из органических нарушений).

Всякий раз вопрос того, имеем ли мы дело с первым или вторым типом, не ясен - на сегодняшний день мы часто не можем определить, вызвана ли депрессия нарушениями в нейрофизиологии или депрессия вызвала эти нарушения.

Третий тип - это то самое, о чем вы задаете вопрос - те случаи, когда суицид является исключительно разумным выводом. Я допускаю, что возможны такие случаи, которые могут относиться к этому типу и при этом исключено, что они могут быть сведены к одному из предыдущих -  потому что когда человек в депрессии «логично приходит к выводу о необходимости суицида», мы не можем в полной мере доверять его логике. Допускаю, но при этом не могу назвать ни одного случая, который мог бы быть однозначно сюда отнесен. Напрашиваются, впрочем, варианты со смертельно больными - человек узнал, что болен, понял, что очень скоро его жизнь превратится в ад и принял решение уйти из жизни не дожидаясь этого ада - сомнительно, что в этот момент его можно рассматривать, как психически больного, ад и сопутствующая ему депрессия еще не наступили.

Но тут есть еще момент. Инстинктов у людей нет, есть мотивы и стремления, так вот про мотивы Ницше метко сказал «в борьбе мотивов побеждает лишь мотив» - если рассматривать суицид, как победу мотива «не страдать» над мотивом «жить», есть ли в этой борьбе место для разума?

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-1

Получается победа инстинктов на инстинктами.

Изначальная посылка вопроса: может ли разум контролировать те факторы, которые движут человеком? И вряд-ли на него можно ответить, ссылаясь на философов, которые отрицали атомную теорию. Ну да ладно...

0
Ответить

Ну вот третий тип суицида как раз и описывает «контроль разума над контролирующими человека факторами». Просто это вопрос интерпретации разума - можно интерпретировать такие случаи, как его победу, но открыт и другой путь.

Туда же и все случаи рискованного альтруистического поведения - когда я бросаюсь в воду спасать тонущего или вхожу в горящий дом - что это? Торжество моего разума или бессознательного альтруистичного мотива во мне? Я не думаю, что окончательный ответ на этот вопрос возможен, это скорее вопрос личных вкусов. Мне больше по вкусу разум.

+1
Ответить

Не припомню, кстати, чтобы Ницше отрицал атомную теорию, современная ее версия уже после него сформулирована, но это неважно, Мах вон и современную отрицал, хотьи выдающийся физик. Касательно же психологии Ницше очень проницателен.

+2
Ответить
Прокомментировать

Чувствую, будет много минусов.. Но всё же:

Я всегда считал, что самоубийство - это самое наглядное проявление работы естественного отбора. Таким образом, особи с недостаточно устойчивой психикой, которые вопреки здравому смыслу могут сделать вывод о необходимости самоубийства - умирают, и в большинстве случаев не дают потомства с теми же неустойчивостями нервной системы.

0
0

Очень часто бывает, что у людей, способных мыслить неординарно, оказывается неустойчивая психика. Но прогресс часто двигают именно такие люди, а не стабильное большинство. Поэтому для общества будет гораздо полезнее, если такие люди не будут самоубиваться и если им будут созданы условия для развития своего потенциала. Сейчас вон в Ульяновске детей заразили червями, эти черви ползают у них в глазах, в мозге, в лёгких, а лекарства никакого нет, не существует. А так, может если кто-нибудь не самоубился, у нас бы уже было такое лекарство.

+1
Ответить

Нет никаких подтверждений, что поголовно все самоубийцы были гениями.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Безусловно, все самоубийцы не были гениями (а может быть они не стали гениями потому, что не оказалось подходящих условий для их развития). Но достоверно известно, что многие гениальные люди имели, как вы выразились, "недостаточно устойчивую психику". И когда умирает гениальный человек, в проигрыше оказывается всё общество и все мы.

0
Ответить
Прокомментировать

Использовать слово "победа" не совсем корректно, потому что "разум" и "инстинкты" не находятся в конфронтации.
Стоит так же понимать, что "разум" - расплывчатая категория, а наличие инстинктов у человека - вещь спорная.
Но если отвечать на ваш вопрос, используя некоторые допущения...

Чтобы совершить самоубийство, нужно приложить серьезные волевые усилия, т.к. у нас есть механизмы, мешающие причинять себе вред (и тем более лишать себя жизни).
Также нужно понимать, что в состоянии притуплённого сознания (например, опьянения) совершить самоубийство зачастую легче.
Имея сбои в работе гормональной системы (что иногда приводит к депрессии) так же проще переступить грань. Однако говорить, что такой человек был в адекватном состоянии, нельзя.
Поэтому однозначного ответа на ваш вопрос нет.

Дмитрий Ковровотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать

Самоубийство - это проигрыш разума. Самоубийство не выгодно с рациональной точки зрения, совершая его человек причиняет себе вред. Это примерно как если бы человек работал месяц, в конце месяца получил зарплату, принёс деньги домой, развёл посреди квартиры костёр и сжёг бы все заработанные деньги.

Люди, которые совершают самоубийство, делают это потому, что у них возникли проблемы психологического характера, которые делают их жизнь невыносимой, и люди не могут найти самостоятельно решение данных проблем. А оно всегда есть, и его всегда можно найти.

Если у вас сложилась такая ситуация, я вам настоятельно рекомендую обратиться за помощью, в этом нет ничего зазорного, есть тысячи людей, которые готовы вам помочь совершенно бесплатно.

2
-2

Самоубийство не выгодно с рациональной точки зрения, совершая его человек причиняет себе вред.

Поправлю. Оно не выгодно с эволюционной точки зрения.

0
Ответить

Мне кажется, что самоубийство невозможно рассмаривать с "рациональной" точки зрения, используя такое понятие как "выгода". В первую очередь потому, что субъект, покончивший жизнь самоубийством уже не может обладать ничем, в виду своего отсутствия: из этого выходит, что и его действия не могут быть объективно оценены.

+1
Ответить

Вам кажется неправильно. С рациональной точки зрения можно рассматривать всё, для этого у людей и есть разум. Вы вот представьте себе человека, которому завтра предстоит какое-то важное и радостное событие (рождение ребёнка, свидание с любимой девушкой, завершение долгого и важного проекта, и т.д.), и вы подойдите к нему и спросите, выгодно ли ему было бы сегодня совершить самоубийство? Нетрудно догадаться какой будет ответ.

Лично вам это кажется невероятным, потому что когда вы думаете о своём будущем, вы представляете, что проблема, которая мучает вас сейчас, что она тоже будет в вашем будущем вместе с вами. Через год, через два, через десять лет. И вы думаете: ну зачем мне это будущее, если я буду также мучаться как и сейчас. Но это необязательно должно быть так. Может и такой вариант быть, что через год вы решите вашу проблему, и её у вас уже не будет никогда, и через два года вы будете спокойно наслаждаться жизнью. Нет никакого физического барьера, который бы сделал невозможным для вас наступление такого варианта.

И вот представьте себе, что вам сейчас дана возможность заглянуть в своё будущее, и вы сейчас увидели, что тот счастливый человек - это вы в будущем. Что через два года у вас свидание с любимой девушкой, через три года у вас рождение ребёнка, а через четыре года вы завершите очень долгий и важный проект. То есть вы заглянули в своё будущее и увидели, что всё это действительно произойдёт с вами. И после этого кто-нибудь подойдёт к вам и спросит, выгодно ли вам будет сейчас совершить самоубийство?

Если человек уже самоубился, то он, действительно не может уже обладать ничем. Если же человек ещё жив и стоит перед выбором, то и выбор у него есть: либо обладать ничем, либо обладать тем, что по ценности может и лихвой перевесить все трудности и невзгоды, все усилия, все долгие годы ожидания и борьбы, всю прожитую жизнь. Что может сделать жизнь стоящей того, чтобы её прожить. И насколько разумно отказываться от такого? У живого человека выбор всегда есть и этот выбор вполне поддаётся рациональному анализу.

0
Ответить

Где же найти тех кто за бесплатно будет что-то делать?

0
Ответить

Если поискать, то найти можно. Я вот сейчас просто в Google набрал. Если вы знаете английский язык, то выбор становится ещё больше (а если не знаете, то это хороший повод выучить). Большая часть из этих организаций оказывают помощь бесплатно. Только не нужно настраивать себя так, что если вам где-то кому-то не удалось помочь, значит ваш случай безнадёжный и всё это пустая трата времени. Или, что пока вы не найдёте решение, то вы не можете жить нормальной жизнью. Настройте себя так, что поиск, вероятно, займёт долгое время, и занимайтесь просто своей жизнью и параллельно с этим ищите. Не откладывайте жизнь на потом. Часто так оказывается, что если вещь по-настоящему важная, то из 100 попыток только одна оказывается успешной. То есть чтобы добиться успеха в чём-то важном, приходится пройти через 99 поражений.

0
Ответить
Прокомментировать

Это победа эмоций и чувств, которые подмяли под себя разум, над инстинктами самосохранения. То есть это проигрыш разума, который не справился с беспристрастным анализом ситуации, а позволил эмоциям убедить его в безвыходной  катастрофе.  Ведь задача разума логически прийти к разрешению ситуации. Но эмоции, в случае какого то психологического потрясения, зачастую перекрывают его, задурманивают сознание. Обычно время расставляет все на свои места, когда эмоции ослабевают, с разума сходит пелена, и он начинает искать выход, подпитываясь уже инстинктом самосохранения. А если  длительное время До кризисной ситуации ты позволял чувствам и страстям одурачивать тебя даже не пытаясь вступать с  ними в противостояние, что естественно для человека разумного, то к моменту кризисной ситуации обманутый слабенький разум может уже играть на стороне эмоций и чувств. И вот тогда печальный конец ближе всего, если ты не найдешь спасительную палку, за которую ухватиться остаткам незатуманенного разума.  По сути животное эмоциональное начало в человеке побеждает разумное начало, превращает его в своего раба и использует против самого же человека его одураченный разум, убеждая прикончить себя.

1
-2
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить