Яна Лисовая
19 июля 23:33.
4467

Как так получилось, что Грузия и Армения смогли остаться христианами?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
4 ответа
Поделиться

Пришествие ислама на Северный Кавказ, несколько отличается от Закавказья.

В Закавказье, а это прежде всего Азербайджан, ислам пришёл с арабскими завоеваниями. Территории Грузии и Армении часто менялись, но исторически сохранились в общем, а вот современный Азербайджан кипел как котёл. Вообще в период распространения ислама, насильственная исламизация не так широко имела место быть, как кажется. Исламизировались прежде всего язычники, племена имевшие анималистические культы и прочие, а более "взрослые" религии не трогались, язычники часто принимали исламские обряды, но в быту оставались язычниками, в то время как с христианами такое не прокатывало. Опасаясь религиозных войн и сепаратизма, ислам навязывался им косвенно, в первую очередь тем, что не исламское население исламских стран облагалось дополнительным налогом. Похожая ситуация была в империи Моголов. К тому моменту как Азербайджан сформулировался, он был преимущественно исламским, а Грузия и Армения сохранили автономно христианство.

Похожая ситуация была и у народов северного Кавказа, с той поправкой, что в регионе было сильное влияния и иудаизма, и христианства, и язычества помимо ислама, и регион долгое время был относительно всбалансирован в религиозном плане, и история укрепления и доминирования ислама там более сложная и долгая.

12
Прокомментировать

Это мусульманским Кавказ стал относительно недавно, лет 200-300. А христианство появилось там тысячу лет назад, в период расцвета Византии, одновременно с христианизацией славян. Не только грузины и армяне христиане, еще осетины, греки (потомки тех самых греков, которые основывали города-государства по черноморскому побережью). Все народы, ныне живущие по обе стороны Большого Кавказского хребта, были раньше христианами. После нашествия гуннов и особенно после турок большая часть кавказских народов приняла ислам.

Почему же именно грузины, армяне и осетины остались христианами!? Мое личное мнение (нигде не вычитала, не слышала, собственный вывод) - из всех кавказских народов эти имеют более глубокую историю, культуру и государственность. Другие народы, особенно северо-кавказские, более молодые, формировались как этносы позднее, зачастую не имели своей письменности, и легче поддавались как христианизации, так и исламизации.

2

Но их же наверняка склоняли к этому?

0
Ответить

Какие ещё гунны принесшие ислам? Нашествие гунно в Европу произошло за 200 с лишним лет до рождения ислама.

+4
Ответить

Согласен касательно гуннов, они были язычниками.

А вот турки да, особенно Османская империя, довольно сильно помогла соседним странам в "исламизации".

Грузия как раз таки довольно успешно (на общем фоне соседей империи) боролась с османами и видимо это помогло ей сохранить свою веру.

0
Ответить
Ещё 3 комментария

"Гунны-то причем?", - хотел написать я после прочтения ответа. Но вижу, тема уже исчерпана.

0
Ответить

несусветный бред. армяне приняли христианство за 600 лет до того как возникло понятие славяне и религия мусульманство...

+3
Ответить

YANA LISOVAYA, конечно туркам очень хотелось завоевать новые территории, что они регулярно и делали. Часть земель вместе со священной армянской горой Арарат турки все-же забрали у Армении. С несогласными жестоко расправлялись (из недавней истории, геноцид армян 1915-23гг). А Грузия частенько переходила из рук в руки.

+2
Ответить
Прокомментировать

Известно, что Армения и Грузия приняли христианство в IV веке, а в V успешно противостояли Сасанидской державе, пытавшейся насадить зороастризм на Кавказе. Грузия, которая при Давиде IV Строителе и царице Тамаре стала очень мощным государством, включавшим в себя всю территорию Кавказа, долго и успешно противостояла мусульманскому миру и сумела сохранить свою идентичность. Если армяне в конце концов стали диаспорным народом, то грузины еще долго сохраняли государственность.

Важно и следующее: Грузия смогла сохранить независимую церковь, даже находясь в вассальной зависимости от Персии и Турции, мусульманских держав. Эти страны никак не пытались или не могли воплотить в жизнь идею ликвидации грузинской автокефальной церкви. Более того, они не ликвидировали грузинскую царскую династию Багратионов — все это сделала Россия.

Единоверная Россия сначала, в 1801 году, упразднила царскую династию Багратионов, которая отправилась в ссылку — кто в Петербург, кто — в Тулу, кто — в Воронеж, кто — в Персию и т.д. Царская династия исчезла, а Грузия фактически стала очередной губернией Российской империи. А в 1811 году Александр I подписал документ Святейшего Синода, отменявший автокефалию грузинской православной церкви, которая была независимой на протяжении 1500 лет.

Вместе с тем, Россия провела масштабную реформу грузинской церкви. Храмы Грузии сильно отличались по убранству от русских православных храмов. Там не было золота, не было богатства, в грузинских храмах сразу в лицо бросается ближневосточный аскетизм. Русскому человеку — офицеру, чиновнику — это казалось богохульством; он заходил в грузинский храм, а там — бедность из каждой щели. Чиновники-администраторы из России говорили: зачем так позорят бога? Зачем так много храмов, огромного количества черного и белого духовенства, которое влачит жалкое существование? И провели своего рода оптимизацию — сократили в несколько раз численность духовенства и приходов грузинских церквей. Они не учитывали, что Грузия — горная страна, священнику зачастую было очень трудно добраться до своей церкви, поэтому нужно было иметь приход буквально в каждой деревне, а, следовательно, создавалось впечатление, что храмов и духовенства слишком много. Их начали сокращать, не понимая, что только так и может функционировать церковь в Грузии. Для грузинского общественного сознания это стало большой травмой.

Отец грузинской нации, знаменитый просветитель Илья Чавчавадзе, сформулировал собственную триаду (по аналогии с триадой Уварова): Язык, Отечество, Вера. И вера здесь только на третьем месте, потому что церковь, которая стала церковью государственной, не воспринималась как своя. Но с другой стороны, учитывая ту громадную роль, которую грузинская церковь играет в современной Грузии, мы можем сказать, что последствия российских имперских реформ были достаточно быстро изжиты уже в постсоветскую эпоху.

***

На этот и другие вопросы пользователей TheQuestion о Кавказе я отвечал в ходе презентации моей книги «Кавказская война. Семь историй» (НЛО, 2018).

Амиран Урушадзеотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить