Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Я уже много лет не перечитывал некогда любимого философа, пришлось через гугл освежить в памяти суть.

Дионисийство - это ключевой концепт всей ницшеанской философии, он так или иначе вращает свою мысль вокруг этой идеи от первой до последней работы. Первая - «Рождение трагедии из духа музыки», скорее филологическая, чем философская (Ницше по образованию филолог), в ней сформулирована ключевая, по мнению Ницше, дихотомия греческой и через нее всей дальнейшей европейской культуры - Дионис и Аполлон. Дионис олицетворяет жажду жизни, сырую витальность, чувство, настоящий момент. Аполлон - чистый разум, логику, осмысление, рассудочность и тем полностью противоположен жизни в ницшеанском понимании. Этот разум провозглашает некий высший, истинный смысл и ценности жизни, которые призваны ее оправдать, что являются ложью, ибо, по мнению Ницше, нет ценностей и смысла, кроме того, что мы утверждаем сами. Ценности устанавливаются волей, а не находятся вовне.

Последняя его книга, написанная уже на пороге безумия, заканчивается словами " - Поняли ли меня? - Дионис против Распятого... ",  что позволяет оценить важность этой темы для него.

Черновой эпиграф к четвертой книге "Веселой науки" звучит так:

Книга? Нет: что толку в книгах! В этих шлаках мертвых мигов! Только прошлое их сводня: Здесь же вечное Сегодня.

Книга? Нет: что толку в книгах! В саркофагах мертвых мигов! Это - воля, обещанье, Это - всех мостов сжиганье, Бриз внезапный, снятый якорь, Шум колес, одна атака; В белом дыме пушек грохот, Чудища морского хохот!

Он вполне передает дух той философии, которую Ницше вывел из означенной дихотомии - философии позитивной, жизнеутверждающей, иррациональной, волевой. Ницше считал, что сперва Сократ, а потом вооруженное его идеями христианство полностью изгнало дионисийский дух из жизни, и именно этот перекос Ницще считал должным исправить, вернув Диониса на его место.

Для Ницше культурное аполлоническое начало означает отчуждение от природы (истинной реальности), убийство своих инстинктов, добровольную кастрацию воли к жизни. В дионисизме же происходит воссоединение человека с человеком и с природой на почве выхождения за пределы индивидуальности в коллективное (безличное) состояние сознания, состояние единения со всем сущим. Ницше пишет: «Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком, сама отчужденная, враждебная и порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном – человеком».

Ключевые идеи Ницше вытекают из дионисийства. Вечное возвращение означает, что мы должны жить сегодняшним днем так, как если бы только он и был, снова и снова, переоценка всех ценностей должна быть осуществлена именно из ложности существования высшего, постижимого рационально смысла, сверхчеловек - тот, кто утверждает свои ценности, вместо того, чтобы покориться ложным, тот, чья воля так сильна, что может заменить ему ложь разума, тот, кто живет делая, а не думая. Нигилизм, об опасном наступлении которого пророчит Ницше - это реакция аполлонистического человека на то, что разум больше не может поддерживать веру в высший смысл, а воля его ослабла за века бездействия и уже не может ничего утвердить.

10
Прокомментировать

ДИОНИСИЯ - в Древней Греции это праздник бога виноделия Диониса ( Вакха, Бахуса ). Это был один из основных греческих праздников с 25 апреля по 1 мая сопровождавшийся весёлыми шествиями, танцами, пением, декламацией стихов, а самое главное - безудержным пьянством. Отсюда и "дионисийство" т.е. разнузданное поведение, пьянство, дебоши, орание матерных песен, битиё стёкл и драки с соседями.

-7
Прокомментировать
Ответить