Должна ли феминистка на своём личном примере бороться с гендерными стереотипами — не воплощать их и отказываться от типично женских штучек, ведущих к мизогинии?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

Какая-то расплывчатая формулировка.

Если речь о том, что некоторые феминистки мало чем отличаются от типичных патриархалок и точно так же похожи на средоточие худших фемининных черт, приписываемых женщинам, — то да, быть тупой злобной фемкой, закатывающей истерики по любому поводу, не хочу и не буду, ибо мне кажется не очень правильным тащить феминизм образ "яжедевочки".

Во-первых, это двойная игра — и нашим, и вашим. 

Я девочка, я в домике. Но я ещё и феминистка.

Во-вторых, по-моему, цель феминизма в том, чтобы изменить представление о женщинах и избавиться от мизогинной стигмы.

Если считается, что у неких женщин проблемы с логикой и фантастические причинно-следственные связи, то надо не допускать и малейших мыслей о женской логике в отношении себя.

Если считается, что женщина за счёт слабости, хитрости, нежности и мудрости может добиться большего при прочих равных, то у меня для вас плохие новости. И как феминистка я против особого женского статуса, потому что это не работает.

Мой феминизм в том, что я требую уважения к себе и другим, равного отношения без сносок на "слабый" и "прекрасный" пол и хочу, чтобы меня воспринимали как личность, гражданку, профессионалку, а в последнюю очередь как женщину, секс-объект и будущую мать.

Не бывает плохих водительниц и хороших водителей по умолчанию — навыки управления автомобилем не зависят от гениталий. Чтобы вы понимали, о чём я 🤓👩‍💻

С другой стороны, я категорически против т.н. линии партии и феминистского обкома, когда существует неписанный кодекс правильной феминистки, который повторно, вслед за патриархатом, лишает женщину свободы и выбора этой свободы. Не все феминистки обращаются в феминизм ради политической борьбы и того, чтобы встать под знамёна революции, некоторым просто нужна защита, поддержка и шанс поверить в себя.

Хотя феминистки против гендерных стереотипов и ультимативной привязки гендерных ролей к биологическому полу людей, мы (они) не против женственности как таковой. Некоторые из нас любят косметику, ухаживать за своим телом и даже торчать в салонах красоты с фитнес-центрами, потому что нам это нравится, но другие феминистки не имеют ни таких возможностей, ни желания, соизмеримого с нашим, и не должны осуждаться за свой выбор, свою внешность и свои убеждения. 

Если я час выбираю краску или сочетание на окрашивание, пользуюсь яркой помадой, надела декольте или короткую юбку, мне плевать, что кто-то там назовёт меня "ещё одной задолбавшей бабой, помешанной на шмотках", но если это сказано в непосредственной близости от меня, то добьюсь, чтобы человеку стало стыдно за свои слова. Тем не менее я ничем не лучше женщин, которые не могут себе это позволить или которым это не нужно. Женщины разные. И не должны каждую минуту выглядеть безупречно, "потому что женщины".

Некоторые феминистки любят готовить и даже имеют детей. Некоторые — отдают домашнюю работу и воспитание детей на откуп наёмному персоналу. Некоторые, кто живёт с мужчинами,— чайлдфри, которым готовит партнёр. Стирку и уборку тоже можно делегировать ему.

5
-3
Прокомментировать

Думаю нет,ведь феминизм борется в первую очередь за права женщин,а гендерные стереотипы в развитых странах уходят со временем,да и некоторые женщины привыкли следовать гендерным ролям,не "ломать" же их?

2
-1
Прокомментировать

Нет. Феминистка вообще ничего не должна. Допускается иметь убеждения/позицию и не участвовать в конфликтах, демонстрациях и гонке ролевых моделей, если на это нет личного ресурса, времени и желания. Собственно, все знакомые мне феминистки их поколения моих родителей (1955-1965гр)  именно так и делали, и с ними до сих пор приятно общаться.

2
-1
Прокомментировать

Исхожу из того, что последовательная поддержка феминизма и гендерного равенства означает поддержку равных прав и равной ответственности независимо от пола, а не поведение, соответствующее точке зрения, что женщина или феминистка якобы никому ничего не должна. Тем более, что реализация равных прав невозможна без равной ответственности. Если женщина или мужчина поддерживает феминизм и гендерное равенство, то обоснованно ожидать от нее или от него такое поведение, которое как минимум не будет способствовать поддержке гендерного неравенства. Не только в гендерных вопросах, а в любой области, невозможно одобрить с точки зрения этики поведение, противоречащее тому, что человек утверждает и пропагандирует.

Патриархальное поведение женщин чаще всего наносит больше вреда женщинам, в том числе самой женщине, чем мужчинам. С точки зрения этики нельзя одобрить вред, наносимый подобным поведением женщины женщинам и мужчинам. Сексизм мужчин обычно опаснее, чем внутренняя мизогиния женщин. Но считаю, что подобная тенденция и вред, наносимый самой женщине, не означают, что женщина не должна нести ответственности за свое патриархальное поведение. Поведение людей, принадлежащих к угнетенной группе, особенно тех, кто не осознаёт свое угнетение, не всегда полезно для окружающих. Проблема гендерного неравенства не в том, что патриархальные мужчины во всем хуже патриархальных женщин, а в том, что как группа женщины находятся в худшем социальном положении, чем мужчины. Не могу согласиться с теми направлениями феминизма, которые считают, что за воспроизводство гендерного неравенства несут ответственность только мужчины. Кроме достижения гендерного равенства в общественной сфере, необходимо также изменение сознания и поведения как мужчин, так и женщин.

В условиях неравенства свобода выбора оказывается ограниченной. С одной стороны, неверно считать, что от самой женщины ничего не зависит, как считают некоторые пораженческие направления, относящие себя к феминизму. С другой стороны, неверно отрицать системность угнетения, и заявлять что положение женщины зависит якобы только от нее самой и от ее выбора. В реальности одним из проявлений гендерного неравенства является то, что многим женщинам в ряде областей приходится затрачивать больше усилий, чем мужчинам, для достижения тех же результатов. Пораженческие направления могут оправдывать патриархальное поведение женщин тем, что это якобы единственная для нее возможность, а нарушение гендерных ролей приведет только к осуждению обществом, что на самом деле не всегда так. Фетишизация свободы выбора может также приводить к оправданию патриархального поведения женщин, когда объявляется равноценность следования женщиной гендерным ролям, способствующих поддержке гендерного неравенства, и отказа от соответствия гендерным ролям.

Если при этом признаётся свобода выбора только для женщин, как это бывает в некоторых направлениях, относящих себя к феминизму, то это означает поддержку равных прав для женщин без равной ответственности. Например, можно видеть отрицательные стороны в ситуации, когда человек занимается домом и детьми, не имея оплачиваемой работы, или когда использует косметику и украшения. Можно считать это нормальным и признавать такие права и за мужчинами. Реальная ситуация может быть сложнее, и в ней могут быть как положительные, так и отрицательные стороны. Но в любом случае, когда это считается сферами свободного выбора только для женщин, это означает непоследовательную поддержку гендерного равенства. Если право заниматься домом и детьми признаётся только за женщиной, это может приводить к тому, что этот неоплачиваемый труд считается обязанностью женщины, а содержание семьи при этом может считаться обязанностью мужчины. То же самое может относиться к праву и обязанности женщин следовать нормам внешнего вида и, например, может поддерживать стереотип, что женщине следует себя украшать, чтобы искать богатого мужчину, и ей не следует заниматься реализацией себя в обществе.

Действия, направленные на поддержку долгосрочных интересов женщин, как группы, могут требовать затраты ресурсов и противоречить личной выгоде женщины здесь и сейчас в рамках традиционных гендерных ролей и доброжелательного сексизма. Например, поиск богатого мужчины может с большей вероятностью привести к выгоде, чем общественная деятельность, связанная с требованиями равных прав для женщин в устройстве на работу и в оплате труда. Считаю, что уважения заслуживает поддержка прав женщин, которая не всегда приводит к личной выгоде.

Когда женщина предъявляет маскулинные требования к мужчине, выбирая мужчин по уровню дохода, обязательной уверенности в себе или склонных к жесткому поведению, а не настроенных на равные права и равную ответственность, то, независимо от наличия отрицательных последствий для нее самой, это с большой вероятностью поощряет сексизм среди мужчин. Ожидание преимущественной материальной или моральной ответственности от мужчин в ряде ситуаций часто связано с ожиданием, что у мужчины будет больше прав, что может приводить к игнорированию интересов женщины в быту или в сексе или быть поводом для дискриминации женщин в оплате труда. Если женщина при этом называет себя феминисткой, то такое ее поведение противоречит поддержке феминизма и гендерного равенства.

Если женщина поддерживает общественные явления, которые связаны с дискриминацией женщин, например, занимается сутенерством и организует проституцию, которая наносит женщинам травмы, то это тем более противоречит феминизму.

Отказ от следования гендерным ролям может снижать адаптацию к обществу. Жесткие требования, чтобы женщины отказались от косметики, в любом случае могут нанести вред, как и жесткие требования ее использовать. Важно, что внешний вид женщины не может быть поводом для оправдания сексуального насилия. Если для устройства на работу женщине приходится использовать косметику, то тем более женщину необоснованно осуждать за ее использование.

Не у всех женщин и мужчин есть ресурсы, чтобы активно заниматься общественной деятельностью, связанной с поддержкой гендерного равенства, или чтобы полностью отказаться от всех гендерных ролей, не потеряв адаптацию к обществу. Важно отказываться от явного сексизма и от явной внутренней мизогинии, делать то, что возможно для данного человека, и сохранять критическое отношение к гендерным ролям, осознавая их связь с гендерным неравенством. Если они пропагандируются и культивируются, как якобы единственная возможная форма поведения, несмотря на декларируемую приверженность к феминизму, то это означает, что гендерное неравенство фактически оправдывается с помощью этого же неравенства. Добиться изменений в обществе невозможно без выхода за рамки общественных норм.

Похожий вопрос также обсуждался в теме:

https://thequestion.ru/questions/309527/kak-otnesetes-k-dannomu-antifeministicheskomu-tekstu-sm-1i-otvet-mneniya-storon-chto-verno-a-chto-net/answer/433771#answer433771-anchor

1
-2
Прокомментировать
Ответить